Положение об организации обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья

Муниципальное казенное учреждение «Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 51» г. Улан-Удэ
670034, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, Железнодорожный район, ул. Гагарина, 12,
ИНН 0323052905, КПП 032601001, тел. 8(3012)44-04-41(факс), 44-06-52,
Сайт школы: 51-ul.buryatschool.ru
E-mail: school_51@ulan-ude-eg.ru

Рассмотрено на Педагогическом
совете № 8 от 30.08.2021 г.

Утверждаю
Директор школы:
___________________ Осорова С.Б.
«01» сентября 2021 г.

Положение об организации обучения лиц с
ограниченными возможностями здоровья

Положение об организации обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья
1. Общие положения
1.1. Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) – физическое
лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии,
подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (далее – ПМПК) и
препятствующие получению образования без создания специальных условий.
1.2. Организация обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья производится
на основе: Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»; Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации»; приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по основным общеобразовательным программам – образовательным программам
дошкольного образования»; приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования»; приказа Минобрнауки
России от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
приказа Минобрнауки России от 26.12.2013 № 1400 (ред. от 24.11.2015) «Об утверждении
Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным
программам среднего общего образования»; приказа Минобрнауки России от 19.12.2014
№ 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)»1 ; приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»2 ; приказа
Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; приказа
Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие
федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования»; приказа Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования»; приказа Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования»; приказа Минобрнауки России от 09.01.2014 № 2 «Об утверждении Порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ»; приказа Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 "Об
утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и
предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой
помощи"; СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных
организаций»; СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»; СанПиН

2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации
обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную 1 Стандарт
применяется к правоотношениям, возникшим с 1 сентября 2016 года. 2 Стандарт
применяется к правоотношениям, возникшим с 1 сентября 2016 года. деятельность по
адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья»; нормативных актов МОиН РБ и Комитета по
образованию Администрации г. Улан-Удэ; Устава, Положения об электронном обучении
и использовании дистанционных образовательных технологий, Положения об
индивидуальном учебном плане и других локальных нормативных актов МБОУ «СОШ №
51 г. Улан-Удэ.
2. Организация образовательного процесса лиц с ОВЗ
2.1. Обучающиеся имеют право на предоставление условий для обучения с учетом
особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение
социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психологомедикопедагогической коррекции.
2.2. Дети с ОВЗ получают образование в следующих формах:
1) в образовательной организации;
2) вне образовательной организации: по образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования – на дому или в медицинских
организациях , в форме семейного образования. Среднее общее образование может быть
получено в форме самообразования; по образовательным программам дошкольного
образования – в форме семейного образования.
2.3. Для обучающихся с ОВЗ реализуются следующие образовательные программы: –
образовательная программа, разработанная и утвержденная МБОУ «СОШ № 51 г. УланУдэ; – адаптированная образовательная программа, разработанная и утвержденная МБОУ
«СОШ № 51 г. Улан-Удэ; – образовательная программа для ребенка-инвалида,
разработанная и утвержденная МБОУ «СОШ № 51 г. Улан-Удэ в соответствии с
индивидуальной программой реабилитации инвалида, утвержденной федеральными
государственными учреждениями медико-социальной экспертизы (далее – МСЭ) по
результатам проведения МСЭ. Для развития потенциала обучающихся с ОВЗ могут
разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных
представителей) индивидуальные учебные планы. Реализация индивидуальных учебных
планов может сопровождаться поддержкой тьютора (ассистента (помощника))
организации, осуществляющей образовательную деятельность, на 3 Санитарные правила
вводятся в действие с 1 сентября 2016 года. 4 Основанием для организации обучения на
дому или в медицинской организации являются заключение медицинской организации и в
письменной форме обращение родителей (законных представителей). основании
рекомендации о необходимости предоставления услуг ассистента (помощника), тьютора
обучающемуся с ОВЗ формулирует ПМПК, а обучающемуся, имеющему статус инвалида,
– ПМПК и (или) МСЭ на основании рекомендаций ПМПК.
2.4. Адаптированная образовательная программа – образовательная программа,
адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического
развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая

коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. Дети с ОВЗ
принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе
только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций
психолого-медико-педагогической комиссии.
2.4. Для инвалидов и лиц с ОВЗ при обучении по адаптированным основным
образовательным программам: – начального общего образования срок обучения
увеличивается не более чем на два года (до шести лет освоения образовательной
программы); – основного общего образования срок обучения увеличивается не более чем
на один год. – среднего общего образования срок обучения увеличивается не более чем на
один год.
2.5. В случае обучения по адаптированным основным общеобразовательным программам
в МБОУ «СОШ № 51 г. Улан-Удэ создаются специальные условия для получения
образования указанными обучающимися. Под специальными условиями для получения
образования обучающимися с ОВЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития
таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных
программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и
дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и
индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника),
оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых
и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания МБОУ «СОШ
№ 51 г. Улан-Удэ и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение
образовательных программ. Доступность образовательной среды МБОУ «СОШ № 51 г.
УланУдэ предполагает: доступность для обучающихся с ОВЗ всех помещений, где
осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей к играм,
игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской
активности и учебы, наличие оборудованного рабочего и читального мест; 2.6.
Образовательные программы для обучающихся с ОВЗ могут быть реализованы в
следующих формах: 1) урочной и внеурочной деятельности; 2) с применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Для
образовательных программ дошкольного образования дистанционная форма реализации
образовательных программ не применяется; 3) сетевой и др.
2.7. Меры дисциплинарного взыскания не применяются к обучающимся с ОВЗ (с
задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости).
2.8. Государственная итоговая аттестация обучающихся с ОВЗ проводится в форме
государственного выпускного экзамена в соответствии с приказом Минобрнауки России
от 26.12.2013 № 1400 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой
аттестации по образовательным программам среднего общего образования».
2.9. Обучающиеся с ОВЗ имеют право по отдельным учебным предметам по их желанию
проходить государственную итоговую аттестацию в форме основного государственного
экзамена (9 классы) и единого государственного экзамена (11 классы).
2.10. Лицам с ОВЗ (с различными формами умственной отсталости), не имеющим
основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным

основным общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении по
образцу и в порядке, установленном приказом Минобрнауки России от 14.10.2013 № 1145
«Об утверждении образца свидетельства об обучении и порядка его выдачи лицам с
ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной
отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и
обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам».
2.11. Лицам с ОВЗ, получившим основное общее и среднее общее образование, успешно
прошедшим государственную итоговую аттестацию в форме основного государственного
экзамена (9 классы) и единого государственного экзамена (11 классы), выдаются
документы об образовании (аттестаты об основном общем и среднем общем образовании).

3. Особенности реализации образовательных программ в урочной и внеурочной
форме
3.1. Образование обучающихся с ОВЗ может быть организовано как совместно с другими
обучающимися (инклюзивно), так и в отдельных классах, группах или в отдельных
организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
3.2. При необходимости проводится коррекционная работа детей с ОВЗ. Такая работа
осуществляется на основе адаптированной образовательной программы или программы
коррекционной работы, являющейся разделом основной образовательной программы
общего образования.
3.3. Ребенку с ОВЗ установливается диагностический период, по истечении которого
психолого-медико-педагогический консилиум выносит заключение о возможности
продолжения обучения такого ребенка по образовательной программе, рекомендованной
ПМПК. Данное заключение утверждается решением педагогического совета и доводится
до сведения родителей (законных представителей).
3.4. Психолого-педагогическое сопровождение
педагогпсихолог, социальный педагог.

ребенка

с

ОВЗ

осуществляют

3.5. Обследование детей с ОВЗ до окончания ими освоения основных или адаптированных
общеобразовательных программ, осуществляется в ПМПК по письменному заявлению
родителей (законных представителей) или по направлению образовательных организаций
с письменного согласия родителей (законных представителей).
4. Особенности реализации образовательных программ с применением электронного
обучения и дистанционных образовательных технологий
4.1. Применение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий
может осуществляться при реализации образовательных программ в любой форме
обучения (очной, очно-заочной, заочной), а также при сочетании различных форм
обучения и осуществляется в соответствии с Положением об электронном обучении и
использовании дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе
МБОУ «СОШ № 51 г. Улан-Удэ, при отсутствии медицинских противопоказаний


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 24.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8 (3012) 44-04-41, 44-06-52

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».