Тема: «Организация работы с одаренными детьми в начальной школе». Цель: выявление, обучение, развитие, воспитание и поддержка одаренных детей. Задачи: на этапе поступления в школу выявить уровень творческих и индивидуальных возможностей, личностные качества, а также интересы и способности ученика; разработать систему диагностических исследований для определения интересов, способностей и наклонностей детей в период обучения в начальной школе; определить и использовать при организации образовательного процесса методы и приемы, способствующие развитию возможностей самовыражения одаренных детей; организовать мероприятия для повышения социального статуса талантливых и способных детей; проводить уроки творчества для одаренных детей (мини-конференции, олимпиады, интеллектуальные игры, викторины, марафоны, дни творчества и науки, конкурсы знатоков, предметные КВН); совместно с родителями поддерживать талантливого ребенка в реализации его интересов в школе и семье (тематические родительские собрания, круглые столы с участием детей, лектории для родителей, спортивные мероприятия, концерты, праздники, посещение кружков и секций по способностям); в конце учебного года проводить слет «Юные таланты». Программа «Одаренные дети» разрабатывается с учетом особенностей современной системы образования, в соответствии с программой развития муниципального образовательного учреждения и будет являться основой для работы с одаренными детьми. Она направлена на эффективное выявление и развитие интеллектуально-творческого потенциала личности каждого ребенка и помощь особо одаренным детям, обучающимся в массовой школе. Программа содержит алгоритм действий педагогов, психологологопедической службы школы, администрации. При этом она допускает вариативный подход, не должна рассматриваться как догматическая конструкция. Содержание материала сконструировано в соответствии с традиционной логикой рассмотрения сложных психолого-педагогических явлений. Первая базовая проблема – ситуация, сложившаяся в школе и образовательном пространстве района и области. Концептуальные основы дают общий ответ на вопросы, что такое детская одаренность и кого следует считать одаренным, на какие методологические принципы следует опираться при работе с одаренными детьми. Это позволяет создавать общую схему выявления детской одаренности в школе, начиная с начальных классов, и разрабатывать методический инструментарий для практического решения как психологических, так и педагогических задач. Это, прежде всего цели и содержание обучения, формы организации, методы и средства образовательной деятельности. Пояснительная записка Выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей становятся одной из приоритетных задач современного образования. Проблема одаренности в системе образования на организационном уровне обычно решается путем создания специальных школ для одаренных и талантливых детей или специальных классов для одаренных. Но существует возможность и другого решения – не удалять одаренного ребенка из естественной для него среды, обучать и воспитывать, не выводя его из круга обычных сверстников, создав условия для развития и реализации его выдающихся возможностей. Понятия «детская одаренность» и «одаренные дети» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребенок «одарен», и задача педагогов состоит в раскрытии интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка. С другой стороны, существует категория детей, качественно отличающихся от сверстников, и соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания. Способный, одаренный ученик – это высокий уровень каких-либо способностей человека. Этих детей, как правило, не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную, творческую. Одаренность бывает художественной (музыкально-художественной), психомоторной (спортивная), академической (способность учиться), интеллектуальной (умение анализировать, мыслить), творческой (не шаблонное мышление). Постепенный отход системы образования от «штамповки» и понимание возможности воспитания будущего творца на образовательном «конвейере» все больше осознаются и заставляют искать новые формы работы с одаренными и талантливыми детьми. Важнейшим направлением решения данной проблемы являются реализация специальных программ обучения, которые соответствовали бы потребностям и возможностям этой категории учащихся и могли бы обеспечить дальнейшее развитие одаренности. Работу с одаренными детьми следует начинать с начальных классов в школе. Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности. Процент одаренных (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в девятилетнем возрасте их примерно 6070%, то к 14 годам – 30-40%, а к 17 годам – 15-20%. Поэтому учителя начальных классов должны создавать развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка, а учителя среднего и старшего звена дальше продолжать начатую работу по сохранению и развитию способностей учащихся. В структуру программы входят следующие разделы. 1. Паспорт Наименование про- «Одаренные дети» граммы Основания для разра- Постановление Правительства РФ от ботки программы 23.12.2005 г. № 803 «О Федеральной целевой программе развития образования на 20102020годы» Цель программы Создание условий для выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития индивидуальных задатков одаренных детей в МБОУ «СОШ № 51» Срок реализации про- 2019 – 2023 годы граммы Исполнители основ- Педагогический коллектив школы, классный ных мероприятий про- руководитель граммы Соисполнители Учащиеся, родители учащихся Ожидаемые конечные - увеличение числа одаренных детей, которым результаты программы оказывается поддержка; - создание индивидуальных образовательных программ; - повышение квалификации и объединение педагогов, работающих с одаренными детьми; - совершенствование системы работы с одаренными детьми Система контроля ис- Контроль в рамках программы осуществляет полнения программы администрация школы и методический совет. Вопросы исполнения заслушиваются на заседаниях методических объединений, педагогических советах, родительских собраниях. 2. Ситуация (современное состояние, тенденции развития и проблемы) В образовательном пространстве района и области МБОУ « СОШ № 51». Успешность работы с одаренными детьми в школе во многом зависит от того, какая работа проводится с учащимися не только в среднем и старшем звене, но и в начальной школе. Каждый человек талантлив по-своему, у каждого есть значительный творческий потенциал. Но возможность творить – это не талант, а умение, которое каждый может в себе выработать. Способность к творчеству, к созиданию является признаком одаренности. Формы проявления способностей могут быть разные: явная, скрытая одаренность. Отличительным критерием одаренности ребенка, при наличии у него высокой восприимчивости к учению и творческих проявлений, является ярко выраженная, доминирующая потребность в самом процессе умственной деятельности и удовольствие от умственного труда. При благоприятном варианте развития познавательная потребность проходит три уровня: потребность в новых впечатлениях (дошкольное детство); развитие любознательности, выраженной в интересе к определенным занятиям, изучению конкретного предмета (младший и средний школьный возраст); познавательная деятельность, направленная на проведение научного исследования, профессиональное определение (старший школьный возраст). Искажение и несвоевременное удовлетворение познавательных интересов оставляет способности в неразвитом, зачаточном состоянии. С целью решения проблемы при работе с одаренными детьми выбраны следующие действия: выбрана разноуровневая поточная модель школы; определены основные направления по созданию оптимальных условий для развития одаренных детей (организация учебного процесса): нестандартные уроки, деятельностный тип обучения, обучение самооценке, самоанализу, самоконтролю, развитие творческих способностей путем самостоятельного переноса ранее изученного на новую ситуацию; работа с дополнительной литературой, обдумывание и размышление, высказывание своего мнения, нестандартные задания; развитие творческих способностей учащихся посредством взаимосвязи уроков с внеклассной работой по предмету; участие детей в олимпиадах, конкурсах; , работа кружков по предметам; школа взяла курс на информатизацию образовательного процесса; осуществляется традиционное психолого-педагогическое сопровождение и поддержка детей, начиная с начальных классов, выявление детей для более углубленных индивидуальных исследований, системное диагностирование психологом; к работе с детьми более высокого уровня развития привлечены высококвалифицированные специалисты – учителя высшей и первой категории, имеющие большой опыт работы с детьми. Но практика показывает, что существуют проблемы и нереализованные возможности в организации работы с одаренными детьми, которые выражаются в следующих противоречиях: между необходимостью создания нормативной и учебно-материальной базы для организации работы с одаренными детьми и отсутствием новой и конкретной управленческой программы для ее осуществления в школе; между высокими требованиями, предъявляемыми сегодня к обучению и развитию одаренных детей, и теми социальными гарантиями в области образования, которые им предоставляются; между огромными потенциальными возможностями развития одаренного ребенка и несоответствием общего уровня культуры; между специфичностью и проблемностью развития одаренных детей и недостатком психолого-педагогических знаний учителей и родителей. Разрешение вышеуказанных противоречий возможно при комплексном и системном подходе к проблеме. Таким образом, очевидна необходимость привлечения внимания всего педагогического коллектива школы, родителей учащихся и общественности к проблеме одаренности, поиска дополнительных ресурсов и возможностей для оптимизации этого важного направления в деятельности школы. Реализация программы «Ода- ренные дети» позволит систематизировать эту деятельность, а также поднять ее на более качественный уровень. 3. Концептуальные основы. Общая стратегия решения проблемы. Современные тенденции социального развития ставят перед школой новые задачи, поскольку не только знание иностранных языков, компьютеризация, а особый – более свободный, более интеллектуальный и креативный образ мышления – будет являться залогом социального успеха каждого, а значит, залогом процветания нации. При разработке программы «Одаренные дети» в качестве исходных были использованы следующие концептуальные понятия. Одаренная личность – личность, отличающаяся от среднего уровня своими функциональными или потенциальными возможностями в ряде областей: интеллектуальной, академической, творческой, художественной, психомоторной сфере (лидерство). Одаренность – совокупность свойств личности, обеспечивающих реальное или потенциально успешное выполнение деятельности и получение результатов в одной или нескольких перечисленных областях выше среднего уровня. Обычно одаренностью называют генетически обусловленный компонент способностей – «дар», в значительной мере определяющий как итог развития, так и его темп. Генетический дар раскрывается благодаря среде, и она либо подавляет его, либо помогает ему раскрыться. Ведущим компонентом одаренности является мотивационный. Познавательная способность занимает в структуре одаренной личности доминирующее положение и отличается большой силой, устойчивостью и действенностью. Отличие личностей просто с высоким уровнем способностей от одаренных состоит именно в различии уровня, силы и доминирования мотивации. Именно благодаря более высокому уровню мотивации одаренная личность добивается более значительных результатов, чем другая, имеющая порой более высокий уровень способностей. При разработке теоретических основ программы «Одаренные дети» в качестве исходных были использованы следующие концептуальные положения: 1. Концепция «возрастной одаренности»), согласно которой необычные возможности ребенка на том или ином возрастном этапе еще не означают сохранение этого уровня и своеобразие его возможностей в последующие и более зрелые годы. Наиболее продуктивен педагогический путь, согласно которому одаренность в младшем школьном возрасте рассматривается и развивается как некая общая, универсальная способность. 2. Динамическая теория одаренности в которой акцентируется внимание, вопервых, на понимании одаренности как развивающегося свойства целостной личности, во-вторых – на оценке одаренности с точки зрения наличия психологических барьеров, затрудняющих ее проявление и развитие и / или приводящих к феномену диссинхронии. 3. Экопсихологический подход к развитию одаренности одаренность в этом случае рассматривается как особая форма проявления творческой природы психики человека. Поэтому основная задача современного педагога заключается в создании образовательной среды развивающего (творческого) типа. Одаренность может проявляться: как одаренность явная (проявленная), которая «у всех на виду». Обычно в этом случае подразумевается высокая одаренность. Специалисты утверждают, что число таких детей составляет примерно 1-3% от общего числа таких детей; как одаренность возрастная, т.е. в одном возрасте ребенок показывает явную одаренность, а потом, по истечении нескольких лет эта одаренность куда-то исчезает; как одаренность скрытая (потенциальная, непроявленная), т.е. одаренность, которая по каким-то причинам не проявила себя в учебной или иной деятельности данного ребенка, но существует как потенциальная перспектива развития его способностей. Детей со скрытой одаренностью примерно 20-25% от общего числа учащихся. В основу программы положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии: 1. Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в системе их взаимосвязи с другими. При таком подходе педагогическая система работы с одаренными детьми рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и материальная база. 2. Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельностной и творческой сущности одаренного ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании и обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий. 3. Деятельностный подход. Деятельность – основа, средство и решающее условие развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и организации деятельности одаренных детей, по активизации и переводу их в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности. 4. Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Одаренный ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т.е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и, во-вторых, становление его как творческой личности. Реализация этих методологических принципов позволяет определить основные способы решения проблем при работе с одаренными детьми, осуществлять планирование и прогнозирование деятельности. 4.Основные цели и задачи программы. Основная цель программы «Одаренные дети» заключается в создании условий для выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития индивидуальных задатков одаренных детей в 1-4 классе «А» (2019-2023 уч.г) МБОУ «СОШ № 51», а также в создании среды, способствующей формированию и максимально полной реализации творческих способностей в различных областях науки и искусства. Задачами данной программы являются: обеспечение условий всестороннего развития личности одаренного ребенка на основе его интересов через творческую созидательную деятельность, создание благоприятной социокультурной среды, культурноинформационного пространства, организацию индивидуальной деятельности с одаренными детьми в базовых группах, интеллектуальном клубе «Эрудит», предоставление возможности для продуктивной самореализации одаренных детей через интеллектуально-творческие мероприятия разного уровня; адаптация одаренных детей к изменяющимся социально-экономическим условиям; воспитание уравновешенного интеллигентного представителя общества, который сможет реализовать свой потенциал исходя из своих интересов; «конструирование мотивов», формирование устойчивой мотивации на учебную деятельность у большинства учащихся, стимулирование познавательного интереса; учет индивидуальности каждого учащегося, выработка его индивидуальной траектории развития, раскрытие творческого потенциала; разработка системы диагностики одаренных детей, обеспечение информационно-методического и программного сопровождения, кадровых условий для работы с одаренными детьми; обеспечение нормативно-правовой базы, позволяющей осуществлять эффективную социально-педагогическую работу с одаренными детьми. 5.Стратегические направления программы - Создание благоприятных условий для работы с одаренными детьми (внедрение передовых образовательных технологий, нормативно-правовое обеспечение деятельности, формирование банка данных по проблеме одаренности, укрепление материально-технической базы) - Методическое обеспечение работы с одаренными детьми (повышение уровня профессионального мастерства педагогов, организация обмена опытом учителей, работающих с одаренными детьми, научно-методическое и информационное обеспечение программы) - мероприятия по работе с одаренными детьми (участие способных и одаренных детей в школьных и районных мероприятиях) 1. Научное – нацеленное на создание единой программы работы с одаренными детьми. 2. Психолого-педагогическое – обеспечивает создание подсистемы диагностики одаренности учащихся и организацию эффективного функционирования этой системы. 3. Научно-методическое и образовательное – осуществляет апробацию и внедрение методических разработок в психолого-педагогическую практику, поиск и внедрение наиболее эффективных технологий работы с одаренными детьми. Создание и организация работы интеллектуального клуба учащихся. Переподготовка кадров. Ориентирование внеклассной работы на участие в ней одаренных детей. Организация разнообразных конкурсов, олимпиад, интеллектуальных марафонов, конференций. 4. Социально-экономическое – осуществляет поддержку одаренности через организацию конкурса «Ученик года». В рамках программы предусматривается реализация следующих направлений работы. Координационное направление: организация работы всего коллектива школы; создание предметных базовых площадок; интеграция в рамках данного направления деятельности начальной и средней школы, учреждений дополнительного образования; обеспечение нормативно-правовой базы; ресурсное обеспечение; контроль и анализ деятельности. Диагностическое направление: формирование банка методического обеспечения для выявления одаренности; проведение специальных конкурсов, турниров и т.д. для выявления одаренных детей; проведение диагностики одаренных детей; диагностика условий обучения и развития одаренных детей (в т.ч. кадровых); создание банка данных «Одаренные дети школы». Развивающее направление: создание образовательной среды для развития одаренных детей; организация курсов углубленного изучения предметов, кружков интеллектуальной, художественно-эстетической направленности, летнего лагеря; создание условий для участия одаренных детей в олимпиадах, конференциях и других интеллектуально-творческих мероприятиях разного уровня; обеспечение материально-технической базы; создание системы психологического сопровождения одаренных детей; использование информационно-коммуникационных технологий. Информационное направление: привлечение внимания педагогической общественности, органов государственного управления средств массовой информации к проблемам одаренных детей; организация работы библиотеки; создание банка образовательных программ, диагностических и методических материалов; информационная поддержка педагогов, работающих с одаренными детьми. 6.Этапы реализации Реализация программы «Одаренные дети» рассчитана на 4 года: с 2019 по 2023 годы. Первый этап – диагностико-организационный – предполагается реализовать в 2019 - 2020 учебном году. Он включает в себя: создание и организацию деятельности координационного совета; создание нормативно-правовой базы; обеспечение материально-технической базы; создание системы диагностики развития одаренности детей в процессе реализации программы; создание базовых предметных групп; изучение контингента учащихся школы с целью выявления типов одаренных детей, анализ информации об одаренных детях и условиях их обучения и развития; отработка отдельных форм и методов работы с одаренными детьми; создание системы взаимосвязей творческой группы педагогов школы, дошкольных учреждений, средней школы, учреждений дополнительного образования, общественных объединений; организация информационно-методического обеспечения и повышения психолого-педагогической компетентности учителей по проблемам одаренности; разработка авторских и корректировка имеющихся программ по предметам учебного плана, дополнительного образования и индивидуальных образовательных маршрутов. Второй этап – организационно-практический, этап реализации (2020-2021 гг.) – связан с непосредственной работой с одаренными учащимися на всех уровнях и во всех указанных выше направлениях. На этом этапе планируется: апробация экспериментальных авторских программ; отбор и отслеживание динамики интеллектуальных и творческих показателей каждого ребенка; отработка педагогических технологий для индивидуальной и групповой работы с одаренными детьми; углубление теоретико-практической подготовки по проблеме одаренных детей; методическая помощь в реализации программ, обмен опытом и совершенствование профессионального мастерства педагогов; отслеживание результативности, промежуточная диагностика, сравнительный анализ, коррекция; систематическая и целенаправленная работа с одаренными детьми в школе, регулярное проведение интеллектуально-творческих мероприятий; пополнение и обновление банка данных «Одаренные дети школы», банка данных образовательных программ, методических материалов, диагностических методик; психологическая, педагогическая, валеологическая и социальная поддержка одаренных детей. Контроль и анализ хода реализации программы, достигнутых результатов планируется провести на третьем этапе в 2022 году (рефлексивно-обобщающий или итогово-аналитический, этап). На этом этапе предполагается: сравнительный анализ и обобщение результатов развития одаренных детей; мониторинг личных достижений учащихся; анализ деятельности учителей по организации работы с одаренными детьми; создание системы работы с одаренными детьми в условиях начальной и средней школы; определение проблем, возникших в ходе реализации программы, пути их решения и разработка перспективного плана-программы дальнейшей работы в этом направлении. 7.Формы работы с одаренными детьми Индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков; Дополнительные занятия с одаренными учащимися, подготовка к олимпиадам, интеллектуальным играм, дискуссии, консультации по возникшим проблемам; Участие в школьных и районных олимпиадах по предметам (математика, русский язык, окружающий мир, литературное чтение и др.); Психологические консультации, тренинги, тестирование; Конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали, спортивные соревнования; Посещение предметных и творческих кружков по способностям, а также спортивных секций по интересам; Использование современных средств информации (Интернет, медиатека, компьютерные игры по предметам, электронная энциклопедия); Создание детских портфолио. 8.Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми принцип создания комфортных условий для совместной работы учащихся и учителя; принцип создания условий для самопознания и самореализации каждой одаренной личности; принцип вариативности реализации содержания, форм, методов учебновоспитательного процесса; принцип свободы выбора учащимися предметных и творческих кружков, спортивных секций; принцип возрастания роли внеурочной деятельности. 9.Участники реализации программы Руководители: зам. директора по УВР Эрдынеева С.Б.. учитель начальных классов: Ивакина Н.С. Творческая группа: школьный психолог; школьный библиотекарь; педагоги дополнительного образования социальный педагог школы. А так же: учащиеся 3 класса "А" МБОУ « СОШ № 51» (большая часть детей класса включена в работу по развитию логического мышления, памяти, воображения, речи) родители детей 10.Ожидаемые результаты 1. Создание банка данных, включающих в себе сведения о детях с различными типами одаренности. 2. Разработка и реализация специализированных, индивидуальных и дифференцированных программ поддержки и развития одаренных детей, создание системы взаимодействия с дошкольными учреждениями, начальной и средней школой, учреждениями дополнительного образования, родителями учащихся. 3. Использование системы диагностики для выявления и отслеживания различных типов одаренности. 4. Разработка системы подготовки педагогов для целенаправленной работы с детьми, склонными к творческой, интеллектуальной, художественноэстетической и исследовательской деятельности. 5. Обобщение и систематизация материалов педагогической практики. 11.Критериальная база Оценка результативности осуществляется по системе критериальных признаков, сущность которых сводится к следующему: эффективность программы определяется продуктивностью и качественным ростом каждого одаренного ребенка. То есть, успешность выполнения цели определяется тем, насколько программа повышает для одаренного ребенка шансы вырасти в одаренного взрослого, для которого характерно, во-первых, сформированное понятийное мышление, во-вторых, устойчиво высокая творческая продуктивность, втретьих, стабильная лидерская позиция. Ни одна из этих трех позиций не может быть сформирована без позитивной «Я-концепции». План реализации направлений программы «Одаренные дети» № Тема занятий 1 Звуки и буквы. Логические задания. 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Предмет Дата Русский 10.09 язык Задачи и примеры в пределах 20. Ло- Математика 17.09 гические задания. Образование слов. Логические зада- Русский 24.09 ния. язык Задачи на увеличение и уменьшение Математика 01.10 на несколько единиц. Логические задания. Разделительный ь и ъ знаки. Логиче- Русский 08.10 ские задания. язык Единица измерения. Логические за- Математика 15.10 дания. Приставки и предлоги. Логические Русский 22.10 задания. язык Образование чисел. Логические за- Математика 12.11 дания. Предложение. Логические задания. Русский 19.11 язык Геометрический материал. Логиче- Математика 26.11 ские задания. Части речи. Логические задания. Русский 03.12 язык Составные задачи. Логические зада- Математика 10.12 ния. Имя существительное. Логические Русский 17.12 задания. язык Умножение и деление. Логические Математика 24.12 задания. Имя прилагательное. Логические за- Русский 14.01 дания. язык Умножение и деление. Логические Математика 21.01 задания. Глагол. Логические задания. Русский 28.01 язык Достигнутые результаты: 1 класс (2019-2020 уч.г) 1. Участие в конкурсе «ЧИП» - 25.10.2019 – Возжаев Егор, Ординарцев Владислав, Кенешов Ырысгелди, Сурков Дмитрий. 2. Диплом "ЧИП" - 2 место - Ординарцев Владислав, октябрь 2019 3. Диплом "ЧИП" - 2 место - Сурков Дмитрий, октябрь 2019 4. Диплом "ЧИП" - 3 место - Возжаев Егор, октябрь 2019 5. Диплом "ЧИП" - 4 место - Кенешов Ырыс, октябрь 2019 6. Участие в городской олимпиаде «Знатоки родного края» - 31.02.2019 - Жарников Вадим 7. Участие во всероссийском конкурсе "КИТ" - 27.11.2019 - Возжаев Егор, Ординарцев Владислав, Жарников Вадим, Ивакина Анфиса, 8. Конкурс "КИТ" - 1 место в ОО - Ординарцев Владислав, 27.11.2019 9. Конкурс "КИТ" - 1 место в ОО - Ивакина Анфиса, 27.11.2019 10. Диплом "ЧИП" - 2 место - Ординарцев Владислав, октябрь 2019 11. Участие в конкурсе поделок "Сохраним леса Байкала", Батантаева Дарья, Юбухаева Лана, Зиганшина Вероника, декабрь,2019 12. Участие в городской олимпиаде по русскому языку - январь 2020, Леванов Данил. 13. Диплом 2 степени - НПК "Наука и дети" - Ординарцев Владислав 14. РЭБЦ РБ грамота за конкурс творческих работ "Омулек" - 1 место Ординарцев Владислав, февраль, 2020 15. РЭБЦ РБ грамота за конкурс творческих работ "Омулек" - 3 место Леванов Данил, февраль, 2020 16. Участие в городской олимпиаде по русскому языку "Знатоки словарных слов" - Иванова Александра, март 2020. 17. Участие в конкурсе детских рисунков и фотографий "Новогодняя магистраль ОАО "РЖД" - 2019. ноябрь,2019 18. Участие во всероссийском конкурсе рисунков "Спорт глазами детей", 07.12.2019 19. Диплом 1 степени в городском конкурсе творческих работ "Мама, милая моя!" - Крылов Дмитрий, ноябрь,2019 20. Диплом 1 степени в городском конкурсе творческих работ "Мама, милая моя!" - Егорова Софья, ноябрь,2019 21. Диплом 1 степени победителя городского конкурса "О героях той войны..." Ординарцев Владислав, май 2020 22. Диплом 2 степени победителя городского конкурса "О героях той войны..." Ординарцев Владислав, май 2020 23. Диплом 1 степени победителя городского конкурса "О героях той войны..." Крылов Дмитрий, май 2020 24. Диплом 1 степени победителя городского конкурса "О героях той войны..." Крылов Дмитрий, май 2020 25. Диплом 1 степени победителя городского конкурса "О героях той войны..." Иванова Александра, май 2020 26. Диплом 2 степени - хор, онлайн акция "ПЕСНИ ПОБЕДЫ - 2020", май 2020 27. Диплом 3 степени - хор, конкурс "Песни, посвященные 75 годовщине Великой Победы", май 2020. Аноним 28. Благодарность Ординарцеву Владиславу за участие в городском конкурсе на лучшее видео прочтение стихотворений о ВОВ "Эхо войны", май 2020 29. Благодарность Крылову Дмитрию за участие в городском конкурсе на лучшее видео прочтение стихотворений о ВОВ "Эхо войны", май 2020 30. Грамоты за участие в конкурсе рисунков ко Дню медицинского работника, июнь 2020 2 класс (2020-2021 уч.г) 1. Диплом 3 степени в 3 межрегиональной олимпиаде по окр миру "мир вокруг нас", октябрь,2020 2. Диплом участника детских рисунков ко дню народного единства №Театр объединяет", октябрь,2020 3. Участие в городском конкурсе рисунков "Скажем терроризму - нет!" - Ординарцев Владислав, Юбухаева Лана, сентябрь 2020 4. Диплом 1 степени в городском конкурсе "Осенние мотивы", сентябрь 2020 5. Сертификаты участника в городском конкурсе "Осенние мотивы" - Ординарцев Владислав, Павлов Илья, сентябрь, 2020