Адаптированные программы по предметам 2 класса

Рабочая программа по учебным предметам для 2 класса разработана на основе
примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального
общего образования обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР 7.2)
Пояснительная записка
Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования (далее АООП НОО) для детей с задержкой психического развития муниципального общеобразовательного
учреждения составлена на основании следующих нормативных документов: 1. Федерального закона
от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 2. Постановления Главного
государственного врача РФ от 10.07.2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15..»
"Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях" 3.Примерной адаптированной основной образовательной
программы начального общего образования на основе ФГОС для детей с задержкой психического
развития; Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования для
детей с задержкой псхического развития (далее – ЗПР) вариант 7.2 составлена на основе примерной
адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для детей с
ЗПР , которая адресована обучающимся с задержкой психического развития с уровнем развития
несколько ниже возрастной нормы; отставание проявляется в целом или локально в отдельных
функциях (замедленном темпе либо неравномерном становлении познавательной деятельности).
Произвольность, самоконтроль, саморегуляция в поведении и деятельности, как правило,
сформированы недостаточно. У детей с ЗПР отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и
др. познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности.
Обучаемость удовлетворительная, но часто избирательная и неустойчивая, зависящая от уровня
сложности и субъективной привлекательности вида деятельности, а также от актуального
эмоционального состояния, что приводит к затруднениям усвоения школьных норм и школьной
адаптации в целом. Обучающиеся с задержкой психического развития имеют особые
образовательные потребности, как общие для всех обучающихся с ОВЗ, так и специфические.
К общим потребностям относятся: - выделение пропедевтического периода в образовании,
обеспечивающего преемственность между дошкольным и школьным этапами; - обязательность
непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого как через содержание
образовательных областей, так и в процессе индивидуальной работы; - раннее получение
специальной помощи средствами образования; - психологическое сопровождение, оптимизирующее
взаимодействие ребенка с педагогами и соучениками;
- психологическое сопровождение,
направленное на установление взаимодействия семьи и образовательной организации; -постепенное
расширение образовательного пространства, выходящего за пределы образовательной организации.
К специфическим образовательным потребностям относятся: - наглядно-действенный характер
содержания образования; - упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе
образования; - специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые
ситуации взаимодействия с действительностью; - необходимость постоянной актуализации знаний,
умений и одобряемых обществом норм поведения; - обеспечение особой пространственной и
временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной
нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся с задержкой психического
развития;
- использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения; стимуляция познавательной активности, формирование потребности в познании окружающего мира
и во взаимодействии с ним; - специальная психокоррекционная помощь, направленная на
формирование произвольной саморегуляции в условиях познавательной деятельности и поведения; специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к

самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей,
формированию умения запрашивать и использовать помощь взрослого;
- специальная
психокоррекционная помощь, направленная на развитие разных форм коммуникации; - специальная
психокоррекционная помощь, направленная на формирование навыков социально одобряемого
поведения в условиях максимально расширенных социальных контактов В основу АООП НОО для
детей с ЗПР заложены дифференцированный и деятельностный подходы. Применение
дифференцированного подхода предоставляет обучающимся с ЗПР возможность реализовать
индивидуальный потенциал развития. Деятельностный подход в строится на признании того, что
развитие личности обучающихся с ЗПР младшего школьного возраста определяется характером
организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной). Основным средством
реализации деятельностного подхода является обучение как процесс организации познавательной и
предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием
образования. Реализация деятельностного подхода обеспечивает:
- придание результатам
образования социально и личностно значимого характера; - прочное усвоение обучающимися
знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их самостоятельного
продвижения в изучаемых образовательных областях; - существенное повышение мотивации и
интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения; - обеспечение условий
для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных
действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение ими системы научных знаний,
умений и навыков (академических результатов), позволяющих продолжить образование на
следующей ступени, но и жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.
В основу АООП НОО для детей с ЗПР варианта 7.2 заложены следующие принципы: - принципы
государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования,
единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер
образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и
особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.); - принцип учета
типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся; - принцип
коррекционной направленности образовательного процесса;
- принцип развивающей
направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности
обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных
потребностей; - онтогенетический принцип; - принцип преемственности, предполагающий при
проектировании АООП начального общего образования ориентировку на программу основного
общего образования, что обеспечивает непрерывность образования обучающихся с задержкой
психического развития;
- принцип целостности содержания образования, поскольку в основу структуры содержания
образования положено не понятие предмета, а ― «образовательной области
- принцип
направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения
обучающимися с задержкой психического развития всеми видами доступной им предметнопрактической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности,
коммуникативной деятельности и нормативным поведением; - принцип переноса усвоенных знаний,
умений, и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные
жизненные ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и
активной деятельности в реальном мире; - принцип сотрудничества с семьей.
Педагогическим коллективом создана комфортная коррекционно - развивающая среда и жизненное
пространство для разнообразной и разносторонней деятельности учащихся, что способствует
обеспечению
комплекса
условий
психолого-медикопедагогического
сопровождения
индивидуального развития детей с ЗПР в соответствии с его индивидуальными потребностями и
возможностями.

Цель: организация целенаправленной систематической работы по повышению качества
образования и развитие интеллектуальных, коммуникативных и творческих способностей детей с
ограниченными возможностями здоровья. Задачи АООП НОО для детей с ЗПР
- актуализация познавательной деятельности учащихся на основе коррекции недостатков
эмоционально-личностного и социального развития; - разработка и внедрение разноуровневых
дидактических материалов и учебных пособий для индивидуальной самостоятельной работы на
уроке и вне его по всем курсам школьной программы; - развитие коммуникативной сферы детей с
ЗПР путём освоения речевой культуры и норм поведения; - формирование более адекватной
самооценки и учебной мотивации детей с ЗПР; - внедрение в практику учебно-воспитательного
процесса мероприятий валеологического характера, направленных на сохранение и укрепление
психического и физического здоровья обучающихся; - повышение профессионального уровня
педагогов через участие в работе семинаров, конференций, мастер-классов; - укрепление отношений
с родителями для оказания индивидуальной системной помощи, направленной на повышение их
психолого-педагогических знаний.
В основе реализации АООП НОО для детей с ЗПР лежит деятельностный подход, который
предполагает: - воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного
общества; - переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе
разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения
личностного и познавательного развития обучающихся; - ориентацию на достижение цели и
основного результата образования, развитие личности обучающегося на основе освоения
универсальных учебных действий, познания и освоения мира; - признание решающей роли
содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного
сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
- учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей
обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении
образовательно-воспитательных целей и путей их достижения; - обеспечение преемственности
дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего и профессионального
образования; - разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального
развития каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивающих рост
творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и
расширение зоны ближайшего развития. АООП НОО для детей с ЗПР содержит: - пояснительную
записку - планируемые результаты освоения обучающимися с ЗПР АООП начального общего
образования; - систему оценки достижения обучающимися с ЗПР планируемых результатов
освоения АООП НОО;
- программу формирования универсальных учебных действий у
обучающихся с ЗПР на уровне начального общего образования; - основное содержание учебных
предметов; - программу духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся ЗПР на уровне
начального общего образования; - программу формирования экологической культуры, здорового и
безопасного образа жизни; - программу коррекционной работы; - программу внеурочной
деятельности; - учебный план начального общего образования для детей с ЗПР; - систему условий
реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего
образования
Планируемые результаты
Планируемые результаты освоения обучающимися адаптированной основной образовательной
программы начального общего образования для детей с ЗПР Планируемые результаты освоения
АООП НОО для детей с ЗПР (далее — планируемые результаты) являются одним из важнейших
механизмов реализации требований Стандарта к результатам обучающихся, освоивших основную
образовательную программу начального общего образования. Они представляют собой систему
обобщѐнных личностно- ориентированных целей образования, допускающих дальнейшее уточнение

и конкретизацию, что обеспечивает определение и выявление всех составляющих планируемых
результатов, подлежащих формированию и оценке.
Планируемые результаты:
• обеспечивают связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой
оценки результатов освоения адаптированной основной образовательной программы начального
общего образования для детей ЗПР;
• являются содержательной и критериальной основой для разработки программ учебных предметов,
курсов, учебно-методической литературы, а также для системы оценки качества освоения
обучающимися адаптированной основной образовательной программы начального общего
образования для детей с ЗПР. Формирование универсальных учебных действий В результате
изучения всех без исключения предметов на уровне начального общего образования у выпускников
будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные
универсальные учебные действия как основа умения учиться.
Личностные универсальные учебные действия будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на
содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»; широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы; - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу
и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и
самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на
понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей; - способность к
самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; - основы гражданской
идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи,
представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину,
народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие; - ориентация в
нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих
людей; - знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация
моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания; - развитие этических чувств
— стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; - эмпатия как понимание чувств
других людей и сопереживание им; - установка на здоровый образ жизни; - основы экологической
культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам
природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; - чувство прекрасного и
эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Регулятивные универсальные учебные действия - принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве
с учителем; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ
реализации, в том числе во внутреннем плане; - учитывать установленные правила в планировании и
контроле способа решения; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае
работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды для решения задачи); - оценивать
правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия
результатов требованиям данной задачи и задачной области; - адекватно воспринимать предложения
и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; - различать способ и результат действия;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта
характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более
совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов
решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

Познавательные универсальные учебные действия
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с
использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные,
цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве
Интернета; - осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о
себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; - использовать знаково-символические
средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для
решения задач; - строить сообщения в устной и письменной форме; - ориентироваться на
разнообразие способов решения задач; - основам смыслового восприятия художественных и
познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в
первую очередь текстов); - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и
несущественных признаков; - осуществлять синтез как составление целого из частей; - проводить
сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; - устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений; - строить рассуждения в форме связи простых
суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; - обобщать, т. е. осуществлять
генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе
выделения сущностной связи; - осуществлять подведение под понятие на основе распознавания
объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; - устанавливать аналогии; - владеть
рядом общих приёмов решения задач. Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится: - адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства
для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том
числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой
коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, том числе несовпадающих
с его собственной, и ориентироваться на позицию партнѐра в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию; - договариваться и приходить к общему решению в
совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; - строить понятные для
партнёра высказывания, учитывающие, что партнѐр знает и видит, а что нет - задавать вопросы; контролировать действия партнёра; - использовать речь для регуляции своего действия; - адекватно
использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить
монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Планируемые результаты освоения обучающимися АООП НОО по предметам.
Русский язык: Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:
осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как
явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь
является показателем индивидуальной культуры человека; способностью к самооценке на основе
наблюдения за собственной речью. Метапредметными результатами изучения русского языка в
начальной школе являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в
различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах,
средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного
решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные
тексты) с учетом особенностей разных видов речи, ситуаций общения; понимание ориентироваться
на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в
сотрудничествес целью успешного участия в диалоге; стремление к более точному выражению
собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы. Предметными результатами изучения
русского языка в начальной школе являются: овладение начальными представлениями о нормах
русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого
этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в
объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять

написанное; умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать,
характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, слова, части речи, член предложения,
простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять написанное.
Литературное чтение. Личностными результатами изучения литературного чтения в начальной
школе являются: осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного
обучения; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и
самого себя; знакомство с культурно – историческим наследием России, общечеловеческими
ценностями; восприятие литературного произведения как особого вида искусства; полноценное
восприятие художественной литературы; эмоциональная отзывчивость на прочитанное;
высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника. Метапредметными результатами
изучения литературного чтения в начальной школе являются: освоение приёмов поиска нужной
информации; овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации
художественных произведений (деление текста на части, составление плана, нахождение средств
художественной выразительности и др.), умение высказывать и пояснять свою точку зрения;
освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром; формирование представлений о
правилах и нормах поведения, принятых в обществе; овладение основами коммуникативной
деятельности, на практическом уровне осознание значимости работы в группе и освоение правил
групповой работы. Предметными результатами изучения литературного чтения в начальной школе
являются: формирование необходимого уровня читательской компетентности; овладение техникой
чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; элементарными
приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно – популярных и
учебных текстов; умение самостоятельно выбирать интересующую ученика литературу; умение
пользоваться словарями и справочниками; осознание себя как грамотного читателя, способного к
творческой деятельности; умение составлять несложные монологические высказывания о
произведении (героях, событиях), устно передавать содержание текста по плану, составлять
небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания; умение
декламировать ( читать наизусть) стихотворные произведения, выступать перед знакомой
аудиторией (сверстниками, родителями, педагогами) с небольшими сообщениями.
Математика. Личностными результатами изучения математики в начальной школе являются:
готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для
исследования математической сущности предмета (явления, события, факта);способность
характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать, какие из
предложенных математических задач могут быть им успешно решены; познавательный интерес к
математической науке. Метапредметными результатами изучения математики в начальной школе
являются: способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения математических
характеристик, устанавливать количественные и пространственные отношения объектов
окружающего мира; строить алгоритм поиска необходимой информации, определять логику решения
практической и учебной задач; умение моделировать – решать учебные задачи с помощью знаков
(символов), планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи.
Предметными результатами изучения математики в начальной школе являются: освоенные знания о
числах и величинах, арифметических действиях, текстовых задач, геометрических фигурах; умение
выбирать и использовать в ходе решения изученные алгоритмы, свойства арифметических действий,
способы нахождения величин, приёмы решения задач; умение использовать знаково –
символические средства, в том числе модели и схемы, таблицы, диаграммы для решения
математических задач.
Окружающий мир: личностными результатами изучения курса в начальной школе являются:
осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение ее природы;
осознание себя членом общества и государства (самоопределение своей гражданской идентичности);
чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее природе, сопричастности к ее истории
и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни; осознание

своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного Отечества при
всем разнообразии культур, национальностей, религий России; уважительное отношение к иному
мнению, истории и культуре других народов России; уважение к истории и культуре всех народов
Земли на основе понимания принятых базовых общечеловеческих ценностей; расширение сферы
социально-нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика,
понимание образования как личностной ценности; способность к адекватной самооценки с опорой на
знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств,
самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме;
установка на безопасный здоровый образ жизни, умение оказывать доврачебную помощь себе и
окружающим, умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческому труду.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе являются:
способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность,
направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы,
социальной действительности и внутренней жизни человека; умение осуществлять информационный
поиск для выполнения учебных задач; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и
этикета; освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в
сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры и т.д.); способность работать
с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира. Предметными результатами
изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе являются: освоение первоначальных
сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и
социальной действительности (в пределах изученного); сформированность целостного, социальноориентированного взгляда на окружающий мир, его органичном единстве и разнообразии природы,
народов, культур и религий; владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для получения
дальнейшего образования; умение наблюдать, фиксировать, исследовать явления окружающего
мира; выделять характерные особенности природных и социальных объектов; овладение основами
экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и
людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; понимание роли
и значения родного края в природе и историко-культурном наследии России, в ее современной
жизни; понимание особой роли России в мировой истории и культуре, знание примеров
национальных свершений, открытий, побед.
Технология . Личностными результатами изучения курса «Технология» в начальной школе
являются воспитание и развитие социально значимых личностных качеств, индивидуальноличностных позиций, ценностных установок, раскрывающих отношение к труду, систему норм и
правил межличностного общения, обеспечивающую успешность совместной деятельности.
Метапредметными результатами изучения курса «Технология» в начальной школе является освоение
учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного
процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Предметными результатами изучения курса
«Технология» в начальной школе являются доступные по возрасту начальные сведения о технике,
технологиях и технической стороне труда, об основах культуры труда, элементарные умения
предметно-преобразовательной деятельности, знания о различных профессиях и умение
ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.
Изобразительное искусство. Личностными результатами изучения курса «Изобразительное
искусство» в начальной школе являются: эмоционально-ценностное отношение к окружающему
миру (семье, родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений;
способность к художественному познанию мира, умение применять полученные знания в
собственной творческой деятельности; использование различных художественных материалов для
работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, художественное конструирование).
Метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе
являются: умение видеть и воспринимать проявление художественной культуры в окружающей
жизни; желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных

средств произведений искусства; умение организовывать самостоятельную творческую
деятельность; способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности,
собственной и одноклассников. Предметными результатами изучения курса «Изобразительное
искусство» в начальной школе являются: понимание значения искусства в жизни человека и
общества; умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их
специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России; умение различать и
передавать художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое
отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в
главных темах искусства.
Система оценки достижения обучающихся с ЗПР 7.2 планируемых результатов освоения
адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для детей с
ЗПР В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования для детей с ЗПР разработана система оценки, ориентированная на
выявление и оценку образовательных достижений учащихся с ЗПР с целью итоговой оценки
подготовки выпускников на уровне начального общего образования. Особенностями системы оценки
являются: комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных,
метапредметных и личностных результатов общего образования); использование планируемых
результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и
критериальной базы оценки; оценка успешности освоения содержания отдельных учебных
предметов на основе деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению
учебно-практических и учебно-познавательных задач; оценка динамики образовательных
достижений обучающихся; сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения
качества образования; использование персонифицированных процедур итоговой оценки и
аттестации обучающихся и неперсонифицированных процедур оценки состояния и тенденций
развития системы образования; уровневый подход к разработке планируемых результатов,
инструментария и представлению их; использование накопительной системы оценивания
(портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;
использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и
методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка,
наблюдения и др..
Оценка личностных результатов Объектом оценки личностных результатов являются
сформированные у учащихся универсальные учебные действия, включаемые в три основных блока:
самоопределение — сформированность внутренней позиции обучающегося — принятие и освоение
новой социальной роли обучающегося; становление основ российской гражданской идентичности
личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической
принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои
достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности; смыслоообразование — поиск и
установление личностного смысла (т. е. «значения для себя») учения обучающимися на основе
устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я
знаю», и того, «что я не знаю», «незнания» и стремления к преодолению этого разрыва; моральноэтическая ориентация — знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на
основе понимания их социальной необходимости; способность к моральной децентрации — учѐту
позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы при еѐ разрешении; развитие
этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения. Основное
содержание оценки личностных результатов на уровне начального общего образования строится
вокруг оценки: сформированности внутренней позиции обучающегося, которая находит отражение в
эмоционально-положительном отношении обучающегося к образовательной организации;
ориентации на содержательные моменты образовательного процесса — уроки, познание нового,
овладение умениями и новыми компетенциями, характер учебного сотрудничества с учителем и
одноклассниками — и ориентации на образец поведения «хорошего ученика» как пример для

подражания; сформированности основ гражданской идентичности — чувства гордости за свою
Родину, знания знаменательных для Отечества исторических событий; любви к своему краю,
осознания своей национальности, уважения культуры и традиций народов России и мира; развития
доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей; сформированности
самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о
причинах своего успеха/неуспеха в учении; умения видеть свои достоинства и недостатки, уважать
себя и верить в успех; сформированности мотивации учебной деятельности, включая социальные,
учебнопознавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и
способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения
результата, стремления к совершенствованию своих способностей; знания моральных норм и
сформированности морально-этических суждений, способности к решению моральных проблем на
основе децентрации (координации различных точек зрения на решение моральной дилеммы);
способностик оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения
соблюдения/нарушения моральной нормы. Оценка личностных результатов осуществляется, вопервых, в ходе внешних неперсофицированных мониторинговых исследований специалистами, не
работающими в школе и обладающими необходимой компетенцией в сфере психолого-медикопедагогической диагностики развития личности. Вторым методом оценки личностных результатов
учащихся используемым в образовательной программе является оценка личностного прогресса
ученика с помощью портфолио, способствующего формированию обучющихся с ЗПР культуры
мышления, логики, умений анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать. Еще
одной формой оценки личностных результатов обучащихся с ЗПР является оценка индивидуального
прогресса личностного развития обучающихся, которым необходима специальная поддержка. Эта
задача решается в процессе систематического наблюдения за ходом психического развития ребенка с
ЗПР на основе представлений о нормативном содержании и возрастной периодизации развития – в
форме возрастно – психологического консультирования. Такая оценка осуществляется по запросу
родителей (законных представителей) обучающихся или по запросу педагогов (или администрации
образовательного учреждения) при согласии родителей (законных представителей) и проводится
ПМПК или психологом имеющим специальную профессиональную подготовку в области возрастной
психологии. Личностные результаты выпускников на уровне начального общего образования в
полном соответствии с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке, т.к. оценка
личностных результатов учащихся отражает эффективность воспитательной и образовательной
деятельности школы.
Оценка метапредметных результатов Оценка метапредметных результатов предполагает оценку
универсальных учебных действий учащихся (регулятивных, коммуникативных, познавательных), т.
е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной
деятельности и управление ею. К ним относятся: способность обучающегося принимать и сохранять
учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную;
умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями
еѐ реализации и искать средства еѐ осуществления; умение контролировать и оценивать свои
действия, вносить коррективы в их выполнение наоснове оценки и учѐта характера ошибок,
проявлять инициативу и самостоятельностьвобучении; умение осуществлять информационный
поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и
процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач; способность к
осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по
родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям; умение
сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя
ответственность за результаты своих действий. Достижение метапредметных результатов
обеспечивается за счѐт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов,
представленных в обязательной части учебного плана. Основное содержание оценки
метапредметных результатов на уровне начального общего образования строится вокруг умения

учиться. Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур таких, как
решение задач творческого и поискового характера, учебное проектирование, итоговые проверочные
работы, комплексные работы на межпредметной основе, мониторинг сформированности основных
учебных умений.
Оценка предметных результатов Достижение предметных результатов обеспечивается за счет
основных учебных предметов. Поэтому объектом оценки предметных результатов является
способность обучающихся с ЗПР решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.
Оценка достижения предметных результатов ведѐтся как в ходе текущего и промежуточного
оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки,
полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются, в форме портфеля
достижений и учитываются при определении итоговой оценки. Предметом итоговой оценки
освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
является достижение предметных и метапредметных результатов начального общего образования,
необходимых для продолжения образования. Основным инструментом итоговой оценки являются
итоговые комплексные работы – система заданий различного уровня сложности по чтению, русскому
языку, математике и окружающему миру. В учебном процессе оценка предметных результатов
проводится с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на
определение уровня освоения темы обучающимися с ЗПР. Проводится мониторинг результатов
выполнения итоговых работ – по русскому языку, математике – и итоговой комплексной работы на
межпредметной основе.
Портфель достижений как инструмент оценка динамики индивидуальных образовательных
достижений Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется
в рамках накопительной системы – портфолио ученика. Портфолио ученика является современным
педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений обучающихся с ЗПР,
ориентированным на обновление и совершенствование качества образования; позволяет учитывать
возрастные особенности развития универсальных учебных действий обучающихся с ЗПР;
предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность на основе
проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.
Формы контроля и учета достижений обучающихся с ЗПР
Обязательные формы и методы контроля
Формы учета достижений
Текущая аттестация Итоговая (четверть. год) аттестация
Урочная деятельность
Внеурочная деятельность
Устный опрос Письменная самостоятельная работа Диктанты Контрольное списывание Изложение
Творческая работа
Диагностическая контрольная работа Диктанты Изложения Контроль техники чтения
Анализ динамики текущей успеваемости; активность в проектах и программах урочной деятельности
Участие в выставках, конкурсах, соревнованиях; активность в проектах и программах внеурочной
деятельности; Творческий отчет
Посещение уроков по программам наблюдения
Портфолио Анализ психолого – педагогических исследований

Формы представления образовательных результатов: табель успеваемости по предметам (с
указанием требований, предъявляемых к выставлению отметок); тексты итоговых диагностических
контрольных работ, диктантов и анализ их выполнения обучающимся (информация об элементах и
уровнях проверяемого знания – знания, понимания, применения, систематизации); устная оценка
успешности результатов, формулировка причин неудач и рекомендаций по устранению пробелов в
обученности по предметам; портфель ученика; результаты психолого-педагогических исследований,
иллюстрирующих динамику развития отдельных интеллектуальных и личностных качеств
обучающегося с ЗПР, УУД.
По результатам оценки, которая формируется на основе материалов портфеля достижений, делаются
выводы о: 1) сформированности у обучающегося универсальных и предметных способов действий, а
также опорной системы знаний, обеспечивающих ему возможность продолжения образования в
основной школе; 2) сформированности основ умения учиться, понимаемой как способности к
самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических
задач; 3) индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности — мотивационносмысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции.
Содержательный раздел адаптированной образовательной программы начального общего
образования
Для реализации поставленной цели и соответствующих ей задач необходимо:
• определить функции и состав универсальных учебных действий, учитывая психофизические
особенности и своеобразие учебной деятельности обучающихся с ЗПР;
• определить связи универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов.
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся с ЗПР содержит:
описание ценностных ориентиров образования обучающихся с ЗПР на уровне начального общего
образования; связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов;
характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных
учебных действий обучающихся с ЗПР; типовые задачи формирования личностных, регулятивных,
познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий; описание преемственности
программы формирования универсальных учебных действий при переходе обучающихся с ЗПР от
дошкольного к начальному общему образованию. Программа формирования универсальных
учебных действий реализуется в процессе всей учебной и внеурочной деятельности.
Сформированность универсальных учебных действий у обучающихся с ЗПР на уровне начального
общего образования должна быть определена на этапе завершения обучения в начальной школе.
Программа формирования универсальных учебных действий является основной разработки рабочих
программ отдельных учебных предметов на основе с УМК «Школа России».

ФГОС НОО определяет ценностные ориентиры содержания образования на уровне начального
общего образования следующим образом: 1.Формирование основ гражданской идентичности
личности, включая: - чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; осознание ответственности человека за благосостояние общества; - восприятие мира как единого и
целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; - отказ от деления на «своих» и
«чужих»; - уважение истории и культуры каждого народа. 2. Формирование психологических
условий развития общения, кооперации сотрудничества. - доброжелательность, доверие и внимание
к людям; - готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; уважение к окружающим - умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на
собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников. 3. Развитие ценностносмысловой сферы личности на основе общечеловеческой нравственности и гуманизма: - принятие и
уважение ценностей семьи и общества, школы и коллектива и стремление следовать им; ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих

людей, развитие этических чувств - стыда, вины, совести - как регуляторов морального поведения; формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и
отечественной художественной культурой. 4.Развитие умения учиться как первого шага к
самообразованию и самовоспитанию: - развитие широких познавательных интересов, инициативы и
любознательности, мотивов познания и творчества; - формирование умения учиться и способности к
организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке). 5. Развитие самостоятельности,
инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации: - формирование
самоуважения и эмоционально- положительного отношения к себе; - готовность открыто выражать и
отстаивать свою позицию; - критичность к своим поступкам и умение адекватно их оценивать; готовность к самостоятельным действиям, ответственность за их результаты; - целеустремленность и
настойчивость в достижении целей; - готовность к преодолению трудностей и жизненного
оптимизма; - умение противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни,
здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей. В концепции УМК
«Школа России» ценностные ориентиры формирования УУД определяются вышеперечисленными
требованиями ФГОС и общим представлением о современном выпускнике начальной школы. Это
человек: - любознательный, интересующийся, активно познающий мир; - владеющий основами
умения учиться; - любящий родной край и свою страну; - уважающий и принимающий ценности
семьи и общества; - готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и
школой; - доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера; - умеющий высказывать свое
мнение; - выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих. В
ФГОС НОО содержится характеристика личностных, регулятивных, познавательных,
коммуникативных универсальных учебных действий.
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно- смысловую ориентацию
обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание
моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных
ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три
вида личностных действий: - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; смыслообразование, т.е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее
мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради
чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет
для меня учение?- и уметь на него отвечать; - нравственно- этическая ориентация, в том числе, и
оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей),
обеспечивающее личностный моральный выбор. Регулятивные универсальные учебные действия
обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и
усвоено учащимися, и того, что еще не известно; -планирование- определение последовательности
промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности
действий; - прогнозирование- предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных
характеристик; - контроль в форме сличения способа действий и его результата с заданным эталоном
с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; - коррекция- внесение необходимых
дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального
действия и его результата с учетом оценки этого результата самим обучающимся, учителем,
товарищами; - оценка- выделение и осознание обучающимся с ЗПР того, что уже усвоено и что еще
нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы; - саморегуляция
как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации
мотивационного конфликта) и преодолению препятствий. Познавательные универсальные учебные
действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение
проблемы. Общеучебные универсальные действия: - самостоятельное выделение и формулирование
познавательной цели; - поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих
задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников
информации; - структурирование знаний; - осознанное и произвольное построение речевого

высказывания в устной форме; -выбор наиболее эффективных способов решения задач в
зависимости от конкретных условий; - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка
процесса и результатов деятельности; - смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида
чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов
различных жанров; - определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и
восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально- делового стилей;
понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; - постановка и
формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении
проблем творческого и поискового характера. Особую группу общеучебных универсальных
действий составляют знаковосимволические действия:
- моделирование- преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены
существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаковосимволическая); преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную
область. Логические универсальные действия: - анализ объектов с целью выделения признаков
(существенных, несущественных); - синтез- составление целого из частей, ТВ том числе
самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; - выбор оснований и
критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; - подведение под понятие, выведение
следствий; - установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и
явлений; - построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; доказательство; - выдвижение гипотез и их обоснование. - формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и
учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в
диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и
строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. К
коммуникативным действиям относятся: - планирование учебного сотрудничества с учителем и
сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия; - постановка
вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; -разрешение конфликтов выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения
конфликта, принятие решения и его реализация; - управление поведением партнера- контроль,
коррекция, оценка его действий; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои
мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и
диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами
родного языка, современных средств коммуникации. Универсальные учебные действия
представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида
учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей
логикой возрастного развития. Содержание и способы общения и коммуникации обусловливают
развитие способности ребенка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют
образ «Я» как систему представлений о себе, отношений к себе.
2 класс
1.Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа»,
«семья», «мир», «настоящий друг». 2. Уважение к своему народу, к своей родине. 3. Освоение
личностного смысла учения, желания учится. 4. Оценка жизненных ситуаций и поступков героев
художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.
1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место. 2.Следовать режиму организации учебной и
внеурочной деятельности. 3. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и
самостоятельно. 4. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности,
жизненных ситуациях под руководством учителям. 5.Соотносить выполненное задание с образцом,

предложенным учителем. 6.Использовать в работе простейшие инструменты и более сложные
приборы (циркуль).
1.Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе
изучения данного раздела; определять круг своего незнания. 2. Отвечать на простые и сложные
вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике. 3.Сравнивать
и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности;
самостоятельно продолжать их по установленному правилу. 4. Подробно пересказывать прочитанное
или прослушанное; составлять простой план. 5.Определять, в каких источниках можно найти
необходимую информацию для
Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события,
поступки. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и
жизненных речевых ситуаций. Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и
научно-популярных книг, понимать прочитанное. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать
в совместном решении проблемы (задачи) в дальнейшем. Оценка своего задания по следующим
параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении. Находить необходимую
информацию для выполнения задания.Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в
словарях в учебнике.

Содержание учебного предмета русский язык
2 класс (136 ч)
Наша речь
Язык и речь, их значение в жизни. Речь – главный способ общения людей. Язык – средство
общения. Диалог и монолог. Воспроизведение и уточнение сведений о видах речи (слушание,
говорение, чтение, письмо, внутренняя речь). Особенности устной, письменной и внутренней речи.
Текст.
Текст. Сопоставление текста и отдельных предложений, не объединенных общей темой. Тема
и главная мысль текста. Связь между предложениями в тексте. Заголовок. Общее представление о
структуре текста и выражение ее в плане. Красная строка в тексте.
Предложение.

Предложение как единица речи. Членение речи на предложения. Роль предложений в речи.
Различие предложения, словосочетания, слова. Предложения по цели высказывания и интонации
(без терминологии). Логическое ударение. Оформление предложений в устной речи и на письме в
прозаической и стихотворной речи. Пунктуационное оформление диалогической речи и
соответствующая ему интонационная окраска устного диалога.
Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения. Подлежащее и
сказуемое – главные члены предложения. Способы определения главных членов предложения.
Связь слов в предложении. Распространенные и нераспространенные предложения. Вычленение из
предложений пар слов, связанных по смыслу.
Распространение предложений второстепенными членами. Составление предложений по
данному подлежащему (сказуемому), из набора слов, по опорным словам, схеме, рисунку, заданной
теме и их запись.
Слова, слова, слова … .
Слово и его лексическое значение. Общее представление о лексическом значении слова.
Слово – общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов.
Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Синонимы и антонимы.
Выбор нужного и точного слова, соответствующего предмету мысли. Работа со словарями учебника.
Родственные слова. Однокоренные слова. Корень слова – значимая часть слова.
Формирование умения распознавать однокоренные слова. Подбор однокоренных слов. Единообразие
написания корня в однокоренных словах.
Слово, слог, ударение. Слогообразующая роль гласных. Ударение, смыслоразличительная
роль ударения. Наблюдение над разноместностью и подвижностью ударения. Использование свойств
подвижности для проверки безударных гласных, проверяемых ударением.
Перенос слов. Правила переноса слов с одной строки на другую.
Звуки и буквы.
Звуки и буквы. Уточнение представлений о звуках и буквах. Условное обозначение звуков
речи. Звуко-буквенный разбор слова. уточнение сведений об алфавите. Умение располагать слова в
алфавитном порядке. Алфавитное расположение слов в словарях, справочниках, энциклопедиях.
Основные признаки гласных звуков. Соотношение гласных звуков и букв, обозначающих
гласные звуки. Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах в корне.
Особенности проверочных и проверяемых слов.
Способы проверки написания гласной в безударном слоге корня. Введение правила.
Правописание слов с безударными гласными, проверяемыми ударением. Слова с безударной
гласной, не проверяемой ударением.
Общее представление об орфограмме. Работа с
орфографическим словарем. И перед согласными.
Основные признаки согласных звуков. Буквы, обозначающие согласные звуки. Согласный
звук Й и буква «и краткое». Двойные согласные буквы. Произношение и написание слов с двойными
согласными. Твердые и мягкие согласные звуки, способы обозначения их на письме гласными
буквами и мягким знаком. Буквосочетания чк, чн, щн, нч, нщ. Произношение и написание слов с
этими буквосочетаниями. Шипящие согласные звуки, обозначение их буквами. Правописание слов с
сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн.
Разделительный мягкий знак, его роль в слове. Правописание слов с разделительным мягким
знаком.
Глухие и звонкие согласные звуки. Обозначение буквами парных по глухости – звонкости
согласных звуков в конце слова и перед согласными. Особенности проверяемых и проверочных слов.
Способы проверки написания глухих и звонких согласных в конце слова и перед согласным в корне
слова.
Упражнение в написании слов с изученными орфограммами.

Части речи.
Слова - названия предметов, признаков предметов, действий предметов и их отнесенность к
определенной части речи.
Имя существительное - как часть речи (лексическое значение и вопросы, на которые
отвечает эта часть речи). Роль имен существительных в речи. Одушевленные и неодушевленные
имена существительные. Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в
именах собственных. Правописание собственных имен существительных.
Число имен существительных. Изменение их по числам. Употребление имен
существительных только в одном числе (ножницы, молоко). Имена существительные в прямом и
переносном значении. Имена существительные близкие и противоположные по смыслу.
Совершенствование навыка письма имен существительных с изученными орфограммами.
Глагол – как часть речи (лексическое значение и вопросы, на которые отвечает эта часть
речи). Роль глаголов в речи. Число глаголов. Изменение глаголов по числам. Правописание глаголов
с частицей НЕ. Упражнение в распознавании глаголов (их признаков), в правильном употреблении
их в речи и в правописании глаголов с изученными орфограммами.
Лексическое значение глаголов, глаголы в прямом и переносном значении, глаголы близкие и
противоположные по значению. Текст повествование (общее представление). Наблюдение над ролью
глаголов в тексте - повествовании. Обучение составлению повествовательного текста.
Имена прилагательные (лексическое значение и вопросы, на которые отвечает эта часть речи).
Роль имен прилагательных в речи. Связь имени прилагательного и имени существительного в
предложении и словосочетании. Единственное и множественное число имен прилагательных.
Изменение имен прилагательных по числам.
Упражнение в распознавании имен прилагательных (их признаков), в правильном
употреблении их в речи, в правописании имен прилагательных с изученными орфограммами. Имена
прилагательные в прямом и переносном значении, имена прилагательные близкие и
противоположные по значению. Текст – описание. Роль имен прилагательных в описательном
тексте. Обучение составлению описательного текста.
Местоимение как часть речи. Общее представление о личных местоимениях. Роль
местоимений в речи. Упражнение в распознавании местоимений и правильном употреблении их в
речи. Текст – рассуждение (общее представление). Обучение составлению текста – рассуждения.
Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи. Раздельное написание наиболее
распространенных предлогов с именами существительными. Упражнение в распознавании
предлогов, в правильном употреблении их с именами существительными, в правописании предлогов
с именами существительными.
Повторение изученного за год.
Речь устная и письменная. Текст. Предложение. Главные и второстепенные члены
предложения. Части речи. Звуки и буквы. Алфавит. Способы обозначения буквами гласных и
согласных звуков в слове. Правописание слов с изученными орфограммами. Лексическое значение
слова. синонимы. Антонимы. Однозначные и многозначные слова. прямое и переносное значение
слов. Смысловой. Звуковой, звуко – буквенный анализ слов.
Резерв – 5 часов

Тематическое планирование по разделам курса
Разделы
Добукварный
(подготовительный) период

1 кл.
17

2 кл.

3 кл.

4 кл.

Всего часов

Букварный (основной) период
Послебукварный
(заключительный) период
Резерв
Язык и речь

66
20
12
2

2

Текст.
Предложение.
Словосочетание
Слово в языке и в речи

14

14

17

17

Состав слова

47

47

75

5
3
12
3
21
6
94
132

Наша речь
Текст
Предложение
Текст, предложение, диалог
Слова, слова, слова…
Слово и слог. Ударение
Звуки и буквы
Части речи.

2

3
4
6
34

3
3
6
7
50
53

Повторение

10

10

Предложение

9

9

Слово в языке и речи

20

20

Имя существительное

36

36

Имя прилагательное

27

27

Местоимение

7

7

Глагол

32

32

Итоговое повторение.

1

18

15

12

46

Всего:

165

170

170

153

658

Содержание учебного предмета литературное чтение
2 КЛАСС (134 часа + резерв – 2 ч; 136 часов)
Вводный урок (1ч)
Самое великое чудо на свете (4 ч)
Проект «О чём может рассказать школьная библиотека». Высказывания о книгах К. Ушинского,
М. Горького, Л.Толстого. Напутствие читателю Р. Сефа.
Устное народное творчество (15 ч)
Русские народные песни. Потешки и прибаутки. Считалки и небылицы. Загадки. Русские
народные сказки «Петушок и бобовое зернышко», «У страха глаза велики», «Лиса и тетерев», «Лиса
и журавль», «Каша из топора», «Гуси-лебеди».
Люблю природу русскую. Осень (8 ч)

Осенние загадки. Лирические стихотворения Ф. Тютчева, К. Бальмонта, А. Плещеева, А. Фета,
А. Толстого, С. Есенина.
Русские писатели (14 ч)
А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», вступление к поэме «Руслан и Людмила». И.
А.Крылов. Басни. Л. Толстой. Басни и рассказы.
О братьях наших меньших (12 ч)
Весёлые стихи о животных А. Шибаева, Б. Заходера, И. Пивоварова, В. Берестова. Рассказы о
животных М. Пришвина», Е. Чарушина, Б. Житкова, В. Бианки. Научно – популярный текст Н.
Сладкова.
Из детских журналов (9 ч)
Игра в стихах. Д. Хармс, Ю. Владимиров, А. Введенский. Проект «Мой любимый детский журнал».
Люблю природу русскую. Зима (9 ч)
Зимние загадки. Лирические стихотворения И. Бунина, К. Бальмонта, Я. Акима, Ф. Тютчева, С.
Есенина, С Дрожжина. Русская народная сказка «Два Мороза». «Новогодняя быль» С.Михалкова.
весёлые стихи о зиме А. Барто, А. Прокофьева.
Писатели – детям (17 ч)
К.Чуковский. Сказки. «Путаница», «Радость», «Федорино горе». С. Я. Маршак «Кот и лодыри», С. В.
Михалков «Мой секрет», «Сила воли». А. Л. Барто. Стихи. Н. Н. Носов Юмористические рассказы
для детей.
Я и мои друзья (10 ч)
Стихи о дружбе и друзьях В. Берестова, Э. Мошковской, В. Лунина. Рассказы Н. Булгакова, Ю.
Ермолаева, В. Осеевой.
Люблю природу русскую. Весна.(9ч)
Весенние загадки. Лирические стихотворения Ф. Тютчева, А. Плещеева, А. Блока, И. Бунина, С.
Маршака, Е. Благининой, Э. Мошковской.
И в шутку и всерьез (14 ч)
Весёлые стихи Б. Заходера., Э. Успенского, В. Берестова, И. Токмаковой. Весёлые рассказы для
детей Э.Успенского, Г. Остера, В.Драгунского.
Литература зарубежных стран (12 ч)
Американские, английские, французские, немецкие народные песенки в переводе С.Маршака,
В.Викторова, Л.Яхина. Ш. Перро «Кот в сапогах», «Красная Шапочка», Г. X. Андерсена «Принцесса
на горошине», Эни Хогарт «Мафии и паук». Проект «Мой любимый писатель – сказочник.
1. Тематическое планирование часов по разделам курса.

1
кл.
Добукварный
(подготовительный)
период
Букварный (основной) период
Послебукварный
(заключительный)
период
Вводный урок.
Жили-были буквы.
Сказки, загадки, небылицы.
Апрель, апрель. Звенит капель!
И в шутку и всерьез.
Я и мои друзья.
О братьях наших меньших.
Самое великое чудо на свете.
Устное народное творчество.
Люблю природу русскую. Осень.
Русские писатели.
О братьях наших меньших.

2
кл.

3
кл.

4
кл.

14

14
53

53
18

18
1
7
8
5
6
6
5

Всего часов

1

4
15
8
14
12

1

2
14

3
7
8
5
6
6
5
6
29
8
14
12

Из детских журналов.
Люблю природу русскую. Зима.
Писатели детям.
Я и мои друзья.
Люблю природу русскую. Весна.
И в шутку и всерьёз.
Литература зарубежных стран.
Великие русские писатели
Поэтическая тетрадь 1
Поэтическая тетрадь 2
Поэтическая тетрадь 3
Литературные сказки.
Были – небылицы.
Люби живое.
Собирай по ягодке – наберешь кузовок.
По страницам детских журналов
Зарубежная литература
Летописи, былины, жития.
Чудесный мир классики.
Делу время – потехе час.
Страна детства.
Природа и мы.
Родина.
Страна Фантазия.
Резерв
ИТОГО

9
9
17
10
9
14
12
26
17
14
9
10
16
12
8
8

7
132

2
136

136

10
5
7
15

15
8
17
8
8
12
6
7
119

9
9
17
10
9
14
12
26
27
19
7
24
10
16
12
8
23
8
17
8
8
12
6
7
11
523

Содержание учебного предмета «Математика»

2 класс (136 часов)
Числа от 1 до 100. Нумерация (16 ч)
Новая счётная единица – десяток. Счёт десятками. Образование и название чисел, их
десятичный состав. Запись и чтение чисел. Числа однозначные и двузначные. Порядок следования
чисел при счёте. Сравнение чисел. Единицы длины: сантиметр, дециметр, миллиметр, метр.
Соотношение между ними. Длина ломаной. Периметр прямоугольника. Единицы времени: час,
минута. Соотношение между ними. Определение времени по часам с точностью до минуты. Монеты
(набор и размен). Задачи на нахождение неизвестного слагаемого, неизвестного уменьшаемого и
неизвестного вычитаемого. Решение задач в два действия на сложение и вычитание. Практические
работы: Единицы длины. Построение отрезков заданной длинны. Монеты (набор и размен).
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание (71 ч)
Устные и письменные приёмы сложения и вычитания чисел в пределах 100. Числовое
выражение и его значение. Порядок действий в выражениях, содержащих 2 действия (со скобками и
без них). Сочетательное свойство сложения. Использование переместительного и сочетательного
свойств сложения для рационализации вычислений. Взаимосвязь между компонентами и
результатом сложения (вычитания).
Проверка сложения и вычитания. Выражения с одной переменной вида а + 28, 43 – b. Уравнение.
Решение уравнения. Решение уравнений вида 12 + х = 12, 25 – х = 20, х – 2 = 8 способом подбора.
Углы прямые и непрямые (острые, тупые). Прямоугольник (квадрат). Свойство противоположных

сторон прямоугольника. Построение прямого угла, прямоугольника (квадрата) на клетчатой бумаге.
Решение задач в 1—2 действия на сложение и вычитание. Практические работы: Сумма и разность
отрезков. Единицы времени, определение времени по часам с точностью до часа, с точностью до
минуты. Прямой угол, получение модели прямого угла; построение прямого угла и прямоугольника
на клетчатой бумаге.
Числа от 1 до 100 .Умножение и деление (38 ч)
Конкретный смысл и названия действий умножения и деления. Знаки умножения (точка) и
деления: (две точки). Названия компонентов и результата умножения (деления), их использование
при чтении и записи выражений. Переместительное свойство умножения. Взаимосвязи между
компонентами и результатом действия умножения; их использование при рассмотрении деления с
числом 10 и при составлении таблиц умножения и деления с числами 2, 3. Порядок выполнения
действий в выражениях, содержащих 2—3 действия (со скобками и без них). Периметр
прямоугольника (квадрата). Решение задач в одно действие на умножение и деление.
Итоговое повторение (11 ч)
Числа от 1 до 100. Нумерация чисел. Сложение, вычитание, умножение, деление в пределах
100: устные и письменные приёмы. Решение задач изученных видов.

Учебно-тематический план
№

Раздел

1

Подготовка
к
изучению
чисел.
Пространственные
и
временные
представления.
Числа от 1 до 10. Число 0. Нумерация.
Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание.
Числа от 1 до 20. Нумерация.
Числа от 1 до 20. Сложение и вычитание.
Числа от 1 до 100. Нумерация.
Числа от 1 до 100. Сложение и
вычитание.
Табличное умножение и деление
Числа от 1 до 100 .Умножение и деление.
Числа от 1 до 100. Внетабличное
умножение и деление
Числа от 1 до 1000. Нумерация.
Числа от 1 до 1000. Сложение и
вычитание
Умножение и деление
Числа от 1 до 1000. Повторение.
Числа, которые больше 1000. Нумерация
Величины
Числа, которые больше 1000. Сложение и
вычитание
Числа, которые больше 1000. Умножение
и деление
Итоговое повторение

2
3
4
5

6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19

ИТОГО

1 кл

2 кл

3 кл

4 кл

Всего
8

8ч
28 ч
56 ч
12 ч
22 ч
16 ч
71 ч
38 ч

8ч

28
56
12
22
16
79

28 ч
28 ч
28 ч

28
66
28

12 ч
11 ч

12
11

15 ч
12 ч
10 ч
14 ч
11 ч

15
12
10
14
11

79 ч

79

6ч

11 ч

6ч

10 ч

33

132 ч

136 ч

136 ч

136 ч

540

Содержание учебного предмета «Окружающий мир»
2 КЛАСС (34 ч)
Где мы живем? (2 ч)
Где мы живём? Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия. Название нашего
города. Что мы называем родным краем. Флаг, герб, гимн России. Что нас окружает. Солнце,
воздух, вода, растения, животные – всё это окружающая нас природа. Разнообразные вещи,
машины, дома – это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к
окружающему.
Природа (10 ч)
Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник света и тепла для всего
живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода. Звёздное небо. Горные
породы и минералы. Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Какие
бывают растения. Какие бывают животные. Сезонные изменения в природе. Кошки и собаки
различных пород. Животные живого уголка. Экологические связи. Влияние людей на растения
и животных. Охрана растений и животных своего края. Красная книга России. Правила
поведения в природе.
Экскурсия: наблюдение осенних изменений в природе.
Практическая работа: знакомство с устройством термометра, измерение температуры,
воздуха, воды, тела человека; знакомство с горными породами и минералами; сравнительное
исследование деревьев, кустарников и трав, отработка приёмов ухода за комнатными
растениями.
Жизнь города и села (5 ч)
Город, где мы живём: основные особенности, доступные сведения из истории. Наш дом.
Домашний адрес. Что такое экономика. Деньги. Строительство в городе. Какой бывает
транспорт. Культура и образование нашего края. Памятники культуры и их охрана. Профессии
людей. Сезонные изменения в природе.
Экскурсии: наблюдение зимних явлений в природе; знакомство с достопримечательностями
города.
Здоровье и безопасность (5 ч)
Строение тела человека. Режим дня. Правила личной гигиены. Учреждения здравоохранения.
Специальности врачей. Правила безопасного поведения на улице. Меры безопасности в
домашних условиях. Противопожарная безопасность. Правила безопасного поведения на воде,
в лесу, при контакте с людьми. Правила экологической безопасности.
Практическая работа: отработка правил перехода улицы.
Общение (3 ч)
Труд и отдых в семье Школьные товарищи, друзья, совместная учёба, игры, отдых. Правила
вежливости. Культура поведения в общественных местах.
Практическая работа: отработка основных правил этикета.
Путешествия (9 ч)
Горизонт. Линия горизонта, основные стороны горизонта, их определение по компасу. Формы
земной поверхности. Разнообразие водоёмов. Сезонные изменения в природе. Изображение
нашей страны на карте. Москва и другие города нашей страны. Карта мира, материки, океаны.
Страны и народы мира.
Экскурсия: наблюдение весенних изменений в природе.
Практическая работа: определение сторон горизонта по компасу, освоение основных

приёмов чтения карты.
Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство»

2 класс- 34 часа
ИСКУССТВО И ТЫ.
Как и чем работают художник?- 8 час.
Три основные краски – желтый, красный, синий. Белая и чёрная краски. Пастель и цветные
мелки, акварель, их выразительные возможности. Выразительные возможности аппликации.
Выразительные возможности графических материалов.
Выразительность материалов для работы в объеме. Выразительные возможности бумаги.
Неожиданные материалы (обобщение темы).
Реальность и фантазия – 7 час.
Изображение и реальность. Изображение и фантазия. Украшение и реальность. Украшение и
фантазия. Постройка и реальность.
Постройка и фантазия. Братья-Мастера Изображения, украшения и Постройки всегда
работают вместе (обобщение темы).
О чём говорит искусство -11 час.
Изображение природы в различных состояниях. Изображение характера животных.
Знакомство с анималистическими изображениями.
Изображение характера человека: женский образ. Изображение характера человека: мужской
образ. Образ человека в скульптуре.
Человек и его украшения. О чём говорят украшения Образ здания.
Образы зданий и
окружающей жизни.
В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение,
свое отношение к миру (обобщение темы).
Как говорит искусство – 8 час.
Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного. Тихие и звонкие цвета. Что такое
ритм линий? Характер линий.
Ритм пятен. Пропорции выражают характер. Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства
выразительности.
Обобщающий урок года.
Тематическое планирование по разделам курса

№ Раздел
Ты изображаешь. Знакомство с
Мастером Изображения
Ты украшаешь. Знакомство с
мастером Украшения
Ты строишь. Знакомство с
Мастером постройки
Изображение,
украшение,
постройка всегда помогают друг
другу
Как и чем работают художник
Реальность и фантазия
О чём говорит искусство
Как говорит искусство
Искусство в твоем доме
Искусство на улицах твоего
города

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Всего

8

8

8

8

11

11

5

5
8
7
11
8
8
7

8
7
11
8
8
7

Художник и зрелище
Художник и музей
Истоки родного искусства
Древние города нашей Земли
Каждый народ — художник
Искусство объединяет народы
Выставка детских работ
Итого:

11
8

11
8
8
7
11
8
1
135

8
7
11
8
1
33 ч

34 ч

34 ч

34 ч

Содержание учебного предмета «Технология»

2 класс
Вводный урок. Как работать с учебником. (1 ч)
Человек и земля. (23 ч)
Земледелие. Посуда. Проект «Праздничный стол». Народные промыслы. Домашние животные и
птицы. Проект «Деревенский двор». Новый год. Строительство. В доме. Проект «Убранство
избы». Народный костюм.
Человек и вода. (3 ч)
Рыболовство. Проект «Аквариум»
Человек и воздух. (3 ч)
Птица счастья. Использование ветра.
Человек и информация. (3 ч)
Книгопечатание. Поиск информации в интернете.
Заключительный урок. (1 ч)
Подведение итогов.
Тематическое планирование по разделам курса
№
п/п

Раздел

1
класс

1.

Давайте познакомимся

3ч

2.

Здравствуй дорогой
работать с учебником

3.

Здравствуй, дорогой друг! Как
работать с учебником. Путешествуем
по городу

4.

Как работать с учебником

5.

Человек и земля

21ч

23ч

6.

Человек и вода

3ч

7.

Человек и воздух

8.

Человек и информация

9.

Заключительный урок

друг!

Как

2
класс

3
класс

4
класс

Всего
3

1ч

1
1ч

1

1ч

1

21ч

21ч

86

3ч

4ч

3ч

13

3ч

3ч

3ч

3ч

12

3ч

3ч

5ч

6ч

17

1ч

1

Итого

33ч

34ч

34ч

34ч

135

Содержание учебного предмета «Кубановедение»
2 класс (30 часов)
Введение. Символика района (города), в котором я живу. (1 час).
Раздел 1. «Природа моей местности» (12 часов).
Годовой исследовательский проект сезонных изменений. Часть 1: «Уж небо осенью дышало».
Времена года на Кубани. Формы земной поверхности моей местности. Водоемы моей местности и
их обитатели. Правила поведения у водоемов. Растительный мир моей местности. Лекарственные
растения. Правила сбора и использование лекарственных растений. Ядовитые растения. Первая
помощь при отравлении ядовитыми растениями. Животный мир моей местности. Красная книга
Краснодарского края. Правила защитников природы.
Исследовательский проект «Растения и животные в природе и жизни людей».
Раздел 2. «Населенные пункты» (6 часов).
Годовой исследовательский проект сезонных изменений.
Часть 2: «Зимушка-зима, зима снежная была».
Мой родной город (станица, аул, хутор, село). Улица моего населенного пункта. История
образования города (района). Глава города (района). Населенные пункты Краснодарского края.
Исследовательский проект «Где я могу проводить свободное время».
Раздел 3. «Труд и быт моих земляков» (11 часов).
Годовой исследовательский проект сезонных изменений.
Часть 3: «Ласточка с весною в сени к нам летит».
Казачья станица. Религиозные традиции моих земляков. Особенности казачьего быта. Уклад
кубанской семьи. Ремесла на Кубани. Труженики родной земли. Творческий проект «Труд в моей
семье».Годовой исследовательский проект сезонных изменений. Часть 4: «Здравствуй, лето!».
Раздел 4. Духовные истоки Кубани. (4 часа).
Понятие "Родина", "малая Родина". Что такое поклонный крест. Традиции установления поклонных
крестов на Кубани. Источники духовного становления человека: храм, семья, книги, традиции и др.
Таблица тематического распределения часов.
Разделы

1
класс

2
класс

3
класс

4
класс

Всего
часов

Введение

1

1

1

1

4

Я и моя семья

7

7

Я и моя школа

6

6

Я и мои родные места

8

8

Я и природа вокруг меня

7

7

Природа моей местности

12

12

Населённые пункты

6

6

Труд и быт моих земляков

11

11

Нет в мире краше Родины нашей

10

10

Без прошлого нет настоящего

9

9

Казачьему роду нет переводу

10

10

Береги землю родимую, как мать любимую

9

9

Земля отцов – моя земля

12

12

Жизнь дана на добрые дела

8

8

Духовные истоки Кубани (ОПК)

4

4

4

4

16

Всего часов «Кубановедения»

29

30

30

30

119

Итого:

33

34

34

34

135


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 24.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8 (3012) 44-04-41, 44-06-52

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».