Рабочая программа по ОДКНР 5 класс

Муниципальное казенное учреждение
«Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа 51» г. Улан-Удэ
670034, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, Железнодорожный район, ул. Гагарина, 12 тел.
Сайт HIk0J1bI:sch00151uu.ru E-mail: schoolnum51@yandex.ru LIIN251

(факс), 44-06-52

«Рассмотрено» на заседании
МО учителей гуманитарного цикла
Протокол N

2021 г.
2021г.

Руководитель МО
/ Лугавцова О.В./

Образовательная рабочая программа по предмету

«ОДНКНР»
(34 часов-1 часа в неделю)
НА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД
Учебник «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики» М.Т. Студеникин ООО
«Русское слово - учебник», 2019 г

Составитель: Корытов А.Л.

Улан-Удэ
2021

Пояснительная записка
Рабочая программа курса для обучающихся V класса общеобразовательной школы, составлена на
основе следующих нормативных документов:
1. Федеральным законом №273-Ф3 от 29.12.2010д . «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,
утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17
декабря 2010 года№ 1897.;
3. Изменения в ФГОС от 31.12.2015 г., Приказ Минобрнауки РФ № 1576, 1577, 1578
4. Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в
образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего
образования и имеющих государственную аккредитацию.
5. Рабочей программой к учебнику М.Т. Студеникина «Основы духовно-нравственной культуры
народов России. Основы светской этики» для 5 класса, авт. М. Т. Студеникин, М.: ООО «Русское
слово - учебник», 2012. - (ФГОС).
6. Образовательной программы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 51».
Программа ориентирована на использование УМК:
Студеникина М.Т.« Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской
этики: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений/ М.Т. Студеникин. - М.: ООО «Русское
слово - учебник», 20 Ц. - 192 с. (ФГОС).
Характеристика и цели предметной области «Основы духовно-нравственной культуры
народов России»
В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования 2010
г. имеется обязательная предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
Изучение предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
должно обеспечить: воспитание способности к духовному развитию, нравственному
самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным
чувствам, взглядам людей или их отсутствию;
S знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных
традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в
поступках, поведении, расточительном потребительстве;
•S формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий,
их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении
гражданского общества и российской государственности;
S понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;
формирование представлений об исторической роли традиционных религий и
гражданского общества в становлении российской государственности.
Системно-деятельностный подход, лежащий в основе Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования, предполагает воспитание и развитие качеств

личности отвечающих требованиям построения демократического гражданского общества на основе
толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и
поликонфессионального состава российского общества. В соответствии со Стандартом, на ступени
основного общего образования осуществляется дальнейшее формирование основ гражданской
идентичности и мировоззрения обучающихся; духовно-нравственное развитие и воспитание,
предусматривающее принятие подростками моральны норм, нравственных установок, национальных
ценностей; укрепление духовного здоровья обучающихся.
Характеристика и цели модуля «Основы светской этики»
Модуль «Основы светской этики» в рамках предметной области «Основы духовнонравственной
культуры народов России» предполагает изучение духовно-нравственной культуры и призван
ознакомить учеников с основными нормами нравственности, дать первичные представления о морали.
Поставлена задача нравственного развития школьников, воспитания культуры поведения с опорой на
представление о положительных поступках людей. В процессе учебной деятельности предстоит дать
детям новые нравственные ориентиры и упорядочить уже имеющиеся у них. Поставлены также задачи:
• формировать нормы светской морали;
•
дать представления о светской этике;
•
познакомить обучающихся с основами культур;
•
развивать представления о значении нравственных норм;
•
обобщить знания о духовной культуре и морали;
•
развивать способности к общению;
•
формировать этическое самосознание;
•
улучшать взаимоотношения детей и родителей; •
противодействовать
суициду
детей.
Данный модуль выступает в качестве связующего звена всего учебно-воспитательного процесса,
расширяя знания об этике и этикете, полученные в начальной школе. Он призван обеспечить
общественно значимую мотивацию поведения детей, их поступков. Школьникам следует научиться
адекватно оценивать собственное поведение и поведение других учеников.
На уроках светской этики в 5 классе обучающимся предстоит выяснить, кто такой гражданин, в
чем состоят его права и обязанности; раскрываются важнейшие нравственные понятия: честь и
достоинство, совесть и порядочность, сострадание и милосердие, правда и ложь и многие другие.
Насущным проблемам современного российского общества посвящены темы: «Терпимость и
терпение», «Мужество», «Равнодушие и жестокость». При изучении этих тем ученики убеждаются в
ценности самого дорогого, что есть у человека, — жизни. Развитию и совершенствованию личности
подростке организованности и самостоятельности помогут темы: «Самовоспитание», «Учись учиться».
Особое внимание обращается на формирование спаянного и дружного коллектива класса, умения
избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций. На уроках светской этики осуществляется
развитие у детей терпимого отношения к другим народам, понимания особенностей их культуры, ведь
культура каждого народа ценна сама по себе и к ней следует относиться уважительно. Модуль «Основы
светской этики вносит также вклад в формирование у детей коммуникативной и социальной
компетентности, социокультурной идентичности, национального самосознания — чувства
принадлежности к своей стране и народ;
На уроках светской этики ученики знакомятся с Конституцией Российской Федерации,
определяющей нормы и правила жизни нашего общества и государства. В преамбуле к Конституции
говори «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, объединенный общей судьбой...»
Задача школы — воспитать будущее поколение россиян, которые должны обеспечить устойчивость,
консолидацию, целостность нашего общества и государства.

Изучая основы светской этики, следует воспользоваться благоприятными возможностями для
знакомства детей с основами этикета. Они узнают много полезного о правилах поведения за столом и
общении с гостями, о поведении в музее и театре, о культуре внешнего вида и многом другом. Ученикам
интересно будет познакомиться с историей возникновения и развития этикета, его особенностями в
разные эпохи у разных народов, узнать о происхождении тех или иных правил поведения, уяснить смысл
казалось бы, хорошо знакомых всем терминов и понятий.
Детский возраст важен для социализации ребенка, когда дети познают одобряемые и неодобряем
формы поведения. У них еще слишком мал собственный опыт, и задача школы на уроках светской этики
— помочь им усвоить положительный опыт поведения других людей. Содержание курса дает детям
возможность на «физиологическом уровне» легко и прочно усвоить ценные знания поведенческого
характера, которые могут и должны стать стержнем их позитивного поведения в последующей жизни. У
учеников формируется положительное, доброжелательное отношение к окружающим людям и обществу
в целом, к духовным и культурным ценностям. У них возникает потребность выполнять в повседневной
жизни социальные нормы и правила поведения.
В связи с этим важен деятельностный подход в обучении, проявление активности и
самостоятельное: обучающихся в получении новых знаний. Большое внимание обращается на
деятельность ученика по анализу текста, его логической обработке при составлении плана, решению
практических задач. В процессе деятельности у учеников возникают положительные эмоции, им
нравится, хочется работать, появляется чувство удовольствия от умственной деятельности,
формируются познавательные потребности.
В
ходе изучения светской
этики и
этикета у учеников вырабатываются
социальнокоммуникативные умения: говорить и слушать, участвовать в беседе, дискутировать,
аргументированно обосновывать свою точку зрения. Итогом этой работы станет завершающая тема
курса «Речевой этикет».
На уроках светской этики устанавливаются и реализуются межпредметные связи с русским
языком, литературой, историей, изобразительным искусством, музыкой. Межпредметные связи
присутствуют как в основных и дополнительных текстах, так в вопросах и заданиях к ним. Ученики,
например, определяют части речи, находят однокоренные слова, вспоминают героев произведений
детской литературы, рассматривают положительные и отрицательные стороны их поступков. В ходе
диалога-беседы ученики оценивают поступки героев, выясняют свою собственную позицию.
Курс этики считается светским, однако он небезразличен к религиозным ценностям верующих
людей. В ознакомительном порядке обучающиеся узнают об основных религиях россиян.
Требования к результатам обучения и освоения содержания модуля «Основы светской этики»
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
определяет как знаниевый компонент содержания образования, так и формирование универсальных
учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах,
обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности ученика. Стандарт
ориентирует на становление следующих характеристик школьника:
Личностные результаты:
• Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству,
прошлому и настоящему многонационального народа России; знание культуры своего народа, своего
края, основ культурного наследия народов России; усвоение гуманистических, демократических и
традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства
ответственности и долга перед Родиной;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, а также на основе положительного
отношения к труду;

• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни,
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного
отношения к собственным поступкам;
• формирование целостного мировоззрения, учитывающего духовное многообразие современного
мира;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками,
взрослыми;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человек
его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, а также к истории, культуре, религии, традициям,
языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другим
людьми и достигать в нем взаимопонимания. Предметные результаты:
• Воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию;
воспитанию веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или
их отсутствию;
• знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных
традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках,
поведении, расточительном потребительстве;
• формирование представлений об основах светской этики;
• понимание значения нравственности в жизни человека, семьи и общества. Метапредметные
результаты:
• Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее
решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного
выбора в учебной и познавательной деятельности;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на
основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое
мнение;
• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; в.
устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Место
предметной области «Основы духовно-нравственной
культуры народов России» в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план отводит в 5 классе на предметную область «Основы духовнонравственной культуры народов России» (ОДНКНР) 35 часов. Данная программа рассчитана на 35
учебных часов: вводный урок, 32 темы, защита проектов (1 ч), обобщение курса (1ч). Основное
содержание программы
Введение в предмет.

Народы России, их духовно-нравственная культура. Гражданин
России.
Понятие Родины. Российская Федерация. Важнейшие положения Конституции РФ. Права и
обязанности граждан. Государственное устройство. Символы государства: герб, флаг, гимн. Россия многонациональное государство. Порядочность.
Понятия «этика», «мораль» (нравственность). Назначение этики, её категории. Нормы этикета, их
развитие и совершенствование. Порядочность: честность, надёжность, соблюдение норм морали.
Достоинство и благородство. Совесть.
Способность ученика оценивать свои поступки, осознавать свои обязанности, оценивать их
выполнение, контролировать себя. Ответственность за свои дела. Правила взаимоотношений учеников
класса, школы. Доверие и доверчивость.
Важнейшие качества личности: порядочность, совесть, доверие. Убеждённость в честности и
порядочности товарища, вера в искренность и добросовестность его поступков. Откровенность. Доверие
и доверчивость. Самодоверие. Советы в сложной жизненной ситуации.
Милосердие и сострадание.
Милосердие: готовность помочь родным и посторонним людям, проявление сострадания,
сердечного участия. Качества настоящего друга и их проявление в повседневных отношениях.
Честность, доброта, порядочность, понимание, бескорыстие, справедливость. Отношения в классном
коллективе. Стремление прийти на помощь людям. Проявление милосердия в классе, школе. Правда и
ложь.
Правда - то, что соответствует действительности. Ложь - намеренное искажение
действительности. Хитрость. Отличие понятий «неправда» и «ложь». Полуправда, святая ложь.
Традиции воспитания.
Воспитание положительных качеств личности. Традиции, нормы поведения, ценности,
передаваемые из поколения в поколение. Сословия: дворяне, крестьяне, купцы, мещане, казаки. Общее
и отличия воспитании детей разных сословий. Воспитание в труде и вере, уважение и помощь родителям,
старшим. Выполнение традиций предков. Честь и достоинство.
Развитие представлений о чести и достоинстве людей в разные эпохи: средневековые рыцари,
дворяне. Умение отвечать за свои дела и слова. Дворянский кодекс чести. Общественное признание
человека, его заслуг. Достоинства человека: доблесть, искренность и честность, скромность и простота,
благородство души, чистая совесть. Честь и достоинство, патриотизм современного молодого человека,
ученика. Терпимость и терпение.
Нормы морали. Значение слов «терпимость» («толерантность») и «терпение». Способность
человека уважительно относиться к людям другой национальности, культуры религии. Способность
воспринимать другого как равного себе. Уникальность - важнейшее свойство личности. Качества
личности: взаимоуважение и взаимопонимание, ответственность и доброжелательность,
коммуникабельность, терпимость. Мужество.
Значение слова «мужество». Способность и убеждение смело идти навстречу опасности.
Стойкость в борьбе, духовная крепость, доблесть, храбрость, отвага и смелость в опасных ситуациях.
Проявление мужества в мирное время. Умение быть самим собой, идти своим путём. Вечные ценности
и добродетели: честь, честность, достоинство, благородство, доброта, дружба. Тренировка мужества.

Героизм - высшее проявление мужества. Равнодушие
и жестокость.
Слово «равнодушие» и его синонимы. Умение прийти на помощь нуждающимся. Жестокость:
насилие одной личности над другой. Связь насилия с отрицательными явлениями нашего общества.
Проявление жестокости по отношению к животным, сверстникам. Цена человеческой жизни, её
неповторимость, умение беречь себя, своих родных и близких. Борьба со сквернословием. Уметь и
хотеть делать добрые дела.
Самовоспитание.
Нормы нравственности. Обычаи и традиции, законы и постановления. Дисциплинированность,
сознательная дисциплина. Самовоспитание. Воспитание воли. Ближайшие и отдалённые цели развития
личности. Пути самообразования. Преодоление трудностей, самооценка. Учись учиться.
Учение и воспитание как составные части образования. Умения применять знания, правильно
действовать в конкретной ситуации. Нравственность и её нормы. Приёмы учения. Алгоритм подготовки
урока, ответа у доски. Сочетание труда умственного и физического. Приёмы запоминания. Тренировка
памяти. Распорядок дня ученика. Культура общения сверстников на учебном занятии.
Речевой этикет.
Средства речи и правила их использования в различных ситуациях. Правила общения, беседы.
Умение начать и поддержать беседу. Особенности речи русского языка. Этикет речи. Правила разговора
по телефону. Мои права и обязанности.
Устав - основной документ учебного заведения. Права и обязанности ученика. Отражение норм
права и морали в школьном Уставе. Обязанность посещения занятий в школе. Что запрещено
обучающимся.
Ответственность
ученика
за
свои поступки.
Работа
комиссии
по
делам несовершеннолетних и защите их прав.
Защита проектов.
Обобщение курса.
Обобщить и систематизировать знания обучающихся по основам светской этики.

№
п.п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
И
12

Тематическое планирование:
Тема урока
Введение в предмет. Гражданин России
Гражданин России
Порядочность
Совесть
Доверие и доверчивость
Милосердие и сострадание
Правда и ложь
Традиции воспитания
Честь и достоинство
Терпимость и терпение
Мужество
Равнодушие и жестокость

Количество часов
1
1
2
2
2
2
2
2
2
2
3
2

13
14
15
16
17
18

Самовоспитание
Учись учиться
Речевой этикет
Мои права и обязанности
Защита проектов
Обобщение курса

2
2
2
3
1
1

Календарно - тематическое планирование уроков «Основ светской этики»
№ п/п

Тема

Кол.
часов

Содержание урока
(уроков)

Виды учебной деятельности

Планируемые результаты
Предметные

1

Введение в
1
предмет. Ягражданин России

2-3

Гражданин России 1

Символы России

Народы России, их
духовнонравственная
культура. Учебник
«Основы
духовнонравственной
культуры народов
России.
Основы светской этики»,
его структура

Актуализация и формализация
знаний учащихся о социальных
явлениях. Формулирование
определений понятий
«духовнонравственная культура»,
«этика»,
«этикет», «светский», «народ»,
«национальность», «мораль»,
«нравственность». Фиксация
информации в различных знаковых
системах

Ознакомление с
основными
общечеловеческими
нормами поведения,
правилами, принятыми в
обществе.

Метапредметные

Личностные

Дружелюбное
Регулятивные: при
отношение друг к
помощи учителя
другу; знание
определить
практической пользы
последовательность
этики и этикета.
анализа параграфа.
Познавательные:
выразительно читать;
осуществлять; словарную
работу.
Коммуникативные: знать
правила коллективной
работы; уметь читать по
ролям и обсуждать
прочитанное.
Понятие Родины.
Актуализация и формализация
Расширение
Регулятивные:
Интерес к познанию
родной страны,
представлений о Родине, определение алгоритма
Российская Федерация. знаний учащихся о социальных
усвоение понятий»,
родном крае,
ответа по плану.
Важнейшие положения явлениях. Формулирование
патриотизме. Знакомство Познавательные: работа «государств»,
Конституции РФ. Права и определений понятий «родина»,
«Россия», «Российская Федерация», с Основным законом
«Конституция»,
с отдельными статьями
обязанности граждан.
«государство»,
«гражданин»,
страны
Конституции РФ, текстами «права»,
Государстве иное
«гражданство»,
«права»,
«обязанности»,
и иллюстрациями
устройство
«обязанности», «государственные
«государственные
учебника, с плакатами,
символы». Обучение
символы»
ответы на вопросы
викторины.
алгоритмизации деятельности.
Коммуникативные:
Извлечение информации из
взаимопомощь и
различных знаковых систем
доброжелательность
общения среди детей
различных
национальностей

Дата проведения
Факт План

4-5

Порядочность

9

Понятия «этика»,
«мораль»
(нравственность).
Назначение этики, её
категории. Нормы этика,
их развитие и
совершенствование.
Порядочность: честность,
надёжность, соблюдение
норм морали.
Достоинство и
благородство

Актуализация и формализация
знаний учащихся о социальных
явлениях. Формулирование
определений понятий «нормы
морали», «тактичность»,
«порядочность», «благородство»,
«достоинство», «справедливость».
Извлечение информации из
различных знаковых систем.
Моделирование поведения,
требующего проявления
тактичности, порядочности,
благородства, достоинства.

Овладение навыками
культурного поведения,
формирования
нравственной культуры
учащихся; отработка
практических ситуаций
проявления
порядочности в
повседневной жизни.
Пробуждать стремление
к самосовершенствован
ию и благородству.

Регулятивные: усвоение
правил работы с
учебником.
Познавательные: чтение
текстов; ответы на
вопросы, выполнение
заданий; работа со
словарём по определению
значений понятий; работа
с условно графической
наглядностью.
Коммуникативные:
культурное и вежливое
общение в коллективе.

Разрешение
элементов
практических
ситуаций в
повседневной жизни.
Пробуждение
стремления
совершать добрые
дела, быть
порядочным
человеком.

2

Способность ученика
оценивать свои поступки,
осознавать свои
обязанности, оценивать
их выполнение,
контролировать себя.
Ответственность за свои
дела. Правила
взаимоотношений
учеников класса, школы.

Актуализация и формализация
знаний учащихся о социальных
явлениях. Формулирование
определений понятий «совесть»,
«стыд», «сострадание»,
«правдивость», «эгоизм», «корысть».
Освоение навыков составления схем.
Моделирование поведения,
требующего проявления вежливости,
доброжелательности. Обучение
навыкам самоконтроля.

Воспитание вежливого
поведения,
доброжелательного
отношения к
окружающим,
потребности оценивать
свои поступки,
осознавать обязанности,
оценивать их
выполнение,
контролировать себя.

Регулятивные:
определение отработки
терминов и понятий.
Познавательные:
выполнение заданий по
закреплению материала;
отработка терминов и
понятий; чтение текста и
составление схемы.
Коммуникативные:
соблюдение правил
вежливости и этикета.

Компетентность в
оценивании своих
поступков,
определении
обязанностей и
оценивание их
выполнения.

2

Актуализация и формализация
Важнейшие качества
личности: порядочность, знаний учащихся о социальных
совесть, доверие.
явлениях. Формулирование

Воспитанный
человек

6-7

Совесть

Эгоизм

8-9

Доверие и
доверчивость

Формирование
представлений о
Регулятивные: выявление
нравственности человека алгоритма сложного плана

—

Самодоверие

Убеждённость в
честности и
порядочности товарища,
вера в искренность и
добросовестность его
поступков.
Откровенность. Доверие
и доверчивость.
Самодоверие. Советы

определений понятий «доверие»,
«самодоверие», «доверчивость».
Обучение составлению сложного
плана и работе по нему. Извлечение
информации из различных знаковых
систем. Развитие навыков
художественного чтения. Развитие
навыков работы в парах.
Моделирование поведения,
требующего проявления доверия

за свои поступки.
Отличие доверия от
доверчивости.
Воспитание доброты и
милосердия,
доброжелательности,
уважения друг к другу и
окружающим,
стремление совершать
добрые дела.

8 сложной жизненной
ситуации.

10-11

Милосердие и
сострадание

2

Милосердие: готовность
помочь родным и
посторонним людям,
проявление сострадания,
сердечного участия.
Качества настоящего
друга и их проявление в
повседневных
отношениях. Честность,
доброта, порядочность,
понимание, бескорыстие,
справедливость.
Отношения в классном

изучения нового, работа по Выявлять
этому плану.
элементы
Познавательные: работа общечеловечески х
со словарём по
ценностей;
определению терминов и объяснять смысл
понятий; практические
пословиц и
задания.
поговорок;
Коммуникативные:
художественное чтение и определять значения
обсуждение стихов; работа слов;
соотносить понятия
в парах; применение
с определениями;
правил
соотносить текст с
рисунком; выявлять
межличностного общения. различие между
доверием и
доверчивостью.

Актуализация и формализация
Формировать
знаний учащихся о социальных
нравственные качества
явлениях. Формулирование
личности: быть
определений понятий «милосердие», милосердным, уметь
«сострадание», «бескорыстие»,
сострадать, прийти на
«человеколюбие». Освоение навыков помощь друг другу в
алгоритмизации деятельности.
трудную минуту.
Развитие навыков поведения в
Воспитывать среди
ситуации командного соперничества. учащихся
Извлечение информации из
доброжелательность,
различных знаковых систем.
уважение друг к другу.
Осознанное формирование
групповых норм. Моделирование

Регулятивные: разработка Выявлять элементы
правил поведения в классе, общечеловечески х
в школе.
ценностей,
Познавательные: ответы сострадания и
на вопросы и задания к
милосердия;
текстам; выполнение
соблюдать правила
практических заданий;
дружбы; дружески
работа с
общаться в
условнографической
коллективе;
наглядностью, объяснение проявлять
пословиц.
взаимопомощь в
Коммуникативные:
классном коллективе.

Баготворительно
сть в России

12- 13

Правда и ложь

2

коллективе. Стремление поведения, требующего проявления
прийти на помощь
милосердия и сострадания.
людям. Проявление
милосердия в классе,
школе.

работа в парах на основе
правил соревнования
команд.

Правда - то, что
Актуализация и формализация
Формирование умения
знаний учащихся о социальных
соответствует
критически осмысливать
явлениях.
Формулирование
свои поступки, учиться
действительности. Ложь определений
понятий
«правда»,
быть искренним и
намеренное искажение
«ложь»,
«полуправда»,
«честность»,
правдивым.
действительности.
«искренность», «правдивость».
Вырабатывать
Хитрость. Отличие
Освоение навыков работы в группах. потребность быть
понятий «неправда» и
Извлечение информации из
честным и объективным
«ложь». Полуправда,
различных знаковых систем.
в оценке своих действий
святая ложь
Развитие навыков художественного и поступков.
чтения. Обучение анализу различных

Регулятивные: при
помощи учителя
определять нравственные
принципы собственного
развития.
Познавательные:
составление схемы;
отработка терминов и
понятий; выполнение
практических заданий;
этическая беседа по теме
сказки;

Святая ложь

14- 15

Традиции
воспитания

Воспитание у
разных сословий

высказываний по одной теме.
Моделирование ситуаций,
требующих проявления
правдивости.

2

Воспитание
положительных качеств
личности. Традиции,
нормы поведения,
обычаи, ценности,
передаваемые из
поколения в поколение.
Сословия: дворяне,
крестьяне, купцы,
мещане, казаки. Общее и
отличие в воспитании
детей разных сословий.
Воспитание в труде и
вере, уважение и помощь
родителям, старшим.
Выполнение традиций
предков.

Актуализация и формализация
знаний учащихся о социальных
явлениях. Формулирование
определений понятий «традиция»,
«поколение», «сословие». Освоение
навыков составления схем и планов.
Извлечение информации из
различных знаковых систем.
Развитие навыков командной
деятельности. Обучение
составлению кроссвордов.
Моделирование ситуаций,
требующих соблюдения обычаев и
традиций.

Воспитание
нравственных принципов
собственного развития
соотнесение иллюстрации
с текстом, определение
заголовка иллюстрации;
работа с пословицами и
поговорками.
Коммуникативные:
художественное чтение и
обсуждение стихов; работа
в парах; сравнение с
сопоставление различных
высказываний.
Формирование
эмоционально
положительной
концепции развития
личности на примерах
положительных
традиций своего народа,
реализация
межпредметных связей с
литературой,
русским
языком.

Регулятивные:
определение правил
составления схемы,
сложного плана.
Познавательные:
отработка терминов и
понятий; выполнение
заданий, работа по
составлению схем;
составление кроссворда;
ответы на вопросы;работа
с иллюстрациями
учебника.
Коммуникативные:
применение правил
соревнования команд;
чтение и обсуждение
дополнительных текстов;
работа с пословицами.

Концепции по
проявлению
порядочности и
скромности,
гордости за поступки
наших предков;
умение раскрывать
авторский замысел
художественного
произведения,
—
выявлять в нём
этические понятия.

16-17

Честь и
достоинство

2

Патриоты России

18 - 19

Терпимость и
терпение

2

Актуализация и формализация
Раскрытие
знаний учащихся о социальных
межпредметных связей с
явлениях. Формулирование
литературой, историей.
определений понятий «честь»,
Пробуждение у
«достоинство»,
«доблесть», учащихся интереса к
«благородство», «патриотизм».
вопросам
Развитие представлений о Обучение навыкам составления
нравственности.
чести и достоинстве
сообщения, ведение беседы, диспута, Воспитание уважения к
людей в разные эпохи:
выступление с сообщением.
традициям своего
средневековые рыцари, Моделирование ситуаций,
народа.
дворяне. Умение отвечатьтребующих проявления достойного,
за свои слова и дела.
благородного поведения.
Дворянский кодекс чести.
Общественное признание
человека, его заслуг.
Достоинство человека:
доблесть, искренность и
честность, скромность и
простота, благородство
души, чистая совесть.
Честь и достоинство,
патриотизм современного
молодого человека,
ученика.
Нормы морали. Значение Актуализация и формализация
Реализация
знаний учащихся о социальных
межпредметных связей с
слов «терпимость»
явлениях. Формулирование
литературой, историей.
(«толерантность»)и
определений
понятий
«культура»,
Воспитание
«терпение».
«религия»,
«терпимость»,
уважительного
Способность человека
«толерантность»,
«мигрант»,
отношения к людям
уважительно относится к
«индивидуальность»,
другой национальности,
людям другой
«национальность», «бескорыстие», ответственности за свои
национальности,
«гуманность», «ксенофобия».
дела и поступки,
культуры, религии.
Освоение навыков работы с
целеустремлённости.
Способность
карточками, заполнения таблиц и
схем.

Регулятивные:
определение с помощью
учителя принципов
выявления
межпредметных связей.
Познавательные: работа
с учебником; чтение
стихов, текстов
дополнительного чтения,
применение схем;
проведение беседы;
составление плана
изучение нового.
Коммуникативные:
правила общения во время
беседы и диспута;
выступления учеников с
сообщениями.

Умение подбирать
нужные пословицы и
поговорки;
соотносить рисунок с
текстом;
пользоваться
словарём в конце
учебника; составлять
план для сообщения.

Регулятивные:
Знать основы
определение принципов
поведения в
применения блок - пакетов многонациональн ом
коллективе;
на уроках этики.
выполнять
Познавательные:
поручения по работе
использование блок с детьми другой
пакетов с заданиями,
национальности;
работа на карточках;
давать определения
заполнение схем и таблиц.
понятий,
Коммуникативные:

Толерантность

20-22

Мужество

Герои России

Герои нашего
времени

воспринимать другого
как равного себе.
Уникальность важнейшее свойство
личности. Качества
личности:
взаимоуважение и
взаимопонимание,
ответственность и
доброжелательность,
коммуникабельность и
терпимость.
3

Освоение навыков работы с
анкетами. Развитие навыков чтения
по ролям. Моделирование ситуаций,
требующих проявления терпимости
и коммуникабельности.

Значение слова
Актуализация и формализация
«мужество». Способность знаний учащихся о социальных
и убеждение смело идти явлениях. Формулирование
навстречу опасности.
определений понятий «мужество»,
Стойкость в борьбе,
«отвага», «смелость», «дружба»,
духовная крепость,
«герой», «героизм». Использование
доблесть, храбрость,
элементов причинно - следственного
отвага и смелость в
анализа. Извлечение информации из
опасных ситуациях.
различных знаковых систем.
Проявление мужества в Освоение навыков групповой
мирное время. Умение
деятельности. Моделирование
быть самим собой, идти ситуаций, требующих проявления
своим путём. Вечные
мужества, отваги, смелости,
ценности и добродетели: дружелюбия, героизма.
честь, честность,
достоинство,
благородство, доброта,
дружба. Тренировка
мужества. Героизм высшее проявление
мужества.

основы анкетирования
пользуясь словарём
(заполнение анкеты);
учебника
сообщение учащихся;
чтение текстов по ролям;
аргументирование своего
ответа

Формирование умения Регулятивные: правила
соизмерять свои слова и анализа текстов по
выявлению основ для
дела, разыгрывая
принятия решений в
жизненные ситуации,
конкретных ситуациях.
усваивать образцы
Познавательные: ответы
поведения их героев.
Уважительно относится к на вопросы, выполнение
заданий; отгадывание
героям прошлого и
ребуса; анализ пословиц;
настоящего.
подбор народных сказок,
былин, пословиц,
воспевающих красоту и
мужество героев.
Коммуникативные:
дружеское общение,
взаимопомощь учеников в
ходе подготовки классных
и общешкольных
воспитательных
мероприятий.

Проявлять
—
взаимопомощь,
стремиться
совершать добрые
дела; соизмерять
свои потребности с
потребностями
других людей, уметь
жертвовать своими
интересами во имя
общественных

' 23-24

Равнодушие и
жестокость

2

Сквернословие

25-26

Самовоспитание 2

Слово «равнодушие» и Актуализация и формализация
знаний учащихся о социальных
его синонимы. Умение
явлениях. Формулирование
прийти на помощь
определений понятий «равнодушие»,
нуждающимся.
«жестокость», «жизненные
Жестокость: насилие
ценности», «нецензурные слова»,
одной личности над
другой. Связь насилия с «философия». Использование
элементов причинно - следственного
отрицательными
анализа. Извлечение информации из
явлениями нашего
различных знаковых систем.
общества. Проявление
Освоение навыков работы с
жестокости по
отношению к животным, карточками. Освоение правил
ведения диспутов, споров,
сверстникам. Цена
человеческой жизни, её дискуссий. Освоение навыков
неповторимость, умение самопрезентации (подготовки и
выступления с сообщением).
беречь себя, своих
родных и близких. Борьба
со сквернословием.
Уметь хотеть делать
добрые дела.

Нормы нравственности. Актуализация и формализация
знаний учащихся о социальных
Обычаи и традиции,
законы и постановления. явлениях. Формулирование
Дисциплинированное ть, определений понятий «сознательная
сознательная дисциплина. дисциплина», «самовоспитание»,
«самообразование», «самооценка».
Самовоспитание.
Развитие навыков выработки
Воспитание воли.
Ближайшие и отдалённые групповых норм, работа в группах.
цели развития личности. Освоение навыков работы с

Самооценка

Пути самообразования. карточками. Использование
Преодоление трудностей, элементов причинно - следственного
самооценка.
анализа. Моделирование ситуаций
самовоспитания

Подводить
учеников к мысли о
важности
сохранения
дружеских
взаимоотношений в
классе и в школе,
семье. Продолжить
работу по изучению
особенности семей
классного
коллектива.
Воспитание чувства
гордости за
поступки героев
наших дней.
Регулятивные:
определение задач
по выявлению и
сохранению
лучших традиций
нашего общества
Обучение детей
ценить и дорожить
великим даром
общения,
определение роли и
значения
самовоспитания в
этом процессе.
Регулятивные:
определение правил
самовоспитания,
самодисциплины.
Познавательные:

работа в группах с
раздаточным
материалом; анализ
текста и выделение
основных идей;
работа с анкетой.
Коммуникативны
е: конкретизация и
определение правил
работы в группах.
Познавательные:
работа с табличками;
выполнение заданий
развивающегося
характера по ходу
объяснения; работа с
понятиями и их
значениями на
карточках
Коммуникативные:
выступление с
сообщениями; умение
отвечать на вопросы в
логической
последовательности;
соблюдение правил
проведения словесных
споров
Поддерживать
дружеские
взаимоотношения в
классе и в школе;
подготовить мини сочинение;
проанализировать
жизненные ситуации,
сделать выводы

Проявлять
компетентность в
соблюдение
дисциплины и
самодисциплины;
анализировать
рассказы для детей
по проблеме урока

27-28

Учись учиться

2

Коллективизм

29-30

Речевой этикет

2

Актуализация и формализация
знаний учащихся о социальных
явлениях. Формулирование
Учение и воспитание как определений понятий «учение»,
составные части
«воспитание». Развитие навыков
образования. Умение
групповых норм, работы в группах.
применять знания,
Развитие навыков самопрезентации
правильно действовать в (работы у доски). Использование
конкретной ситуации.
элементов анализа причинно Нравственность и её
следственных связей. Развитие
нормы. Приёмы учения. навыков участия в игре.
Алгоритм подготовки
Моделирование ситуаций,
урока, ответа у доски.
требующих проявления и развития
Сочетание труда
навыков учения и самовоспитания.
умственного и
физического. Приёмы
запоминания. Тренировка
памяти. Распорядок дня
ученика. Культура
общения сверстников на
учебном занятии
Средства речи и правила Актуализация и формализация
их использования в
знаний учащихся о социальных
различных ситуациях.
явлениях. Формулирование
Правила общения,
определений понятий «речевой
беседы. Умение начать и этикет», «общение». Развитие
поддержать беседу.
навыков художественного чтения.
Особенности речи
Использование элементов анализа
русского языка. Этикет причинно - следственных связей.
Освоение навыков работы с

День вежливости

речи. Правила разговора карточками. Извлечение информации
по телефону.
из различных знаковых систем.
Моделирование ситуаций,
развивающих культуру речи.

Анализ вопросов и
заданий, ответы в
логической
последовательност
и. Определение
нравственных
качеств личности
при анализе
конкретного
поступка.
Определение
алгоритма
подготовки урока,
ответа у доски.
Регулятивные:
составление
практических
заданий

Активизация
знаний речевого
этикета из
межпредметных
связей.
Воспитание
желания узнавать
новое о жизни
своего и других
народов,
уважительно к
ним относится.

по решению жизненных
ситуаций.
Познавательные:
выполнение
практических заданий на
доске; работа с текстом
учебника, участие в игре,
отработка логических
операций.
Коммуникативные:
определение правил
работы в команде.

выполнению
правил учебного
труда; умение и
желание соблюдать
распорядок дня.

Компетенции:
выполнять правила
речевого этикета;
проявлять чувство
уважительного,
терпимого
отношения к людям
Регулятивные: усвоение иной
основ комплексной работы национальности,
с текстами, с карточками и религии.
схемами.
Познавательные: анализ
нового материала; чтение
стихов, анализ пословиц;
разыгрывание сценок;
работа в группах с блок пакетами; выполнение
заданий в парах.
Коммуникативные:
развитие культуры речи в
разных ситуациях.
Компетенции по
выполнению учебных
заданий
в классе и дома;
выполнению учебных
заданий в классе и дома;

31 -33

Мои права и
обязанности

3

Конституция РФ

Устав - основной
Актуализация и формализация
знаний учащихся о социальных
документ учебного
явлениях. Формулирование
заведения. Права и
определений понятия «устав».
обязанности ученика.
Отражение норм права и Развитие навыков составления
простого и сложного планов.
морали в школьном
Извлечение информации из
Уставе. Обязанность
различных знаковых систем.
посещения занятий в
Составление собственных текстов.
школе. Что запрещено
учащимся.
Развитие навыков работы в группах.
Ответстве нность ученика Использование элементов причинно
за свои поступки. Работа следственного анализа. Развитие
комиссии по делам
навыков самопрезентации
несовершеннолетних и (подготовка и выступление с
защите их прав
сообщением). Моделирование
ситуаций, требующих осознанного
выполнения обязанностей,
осуществления и защиты прав

Реализация
межпредметных связей с
другими дисциплинами.
Развитие умения
находить в тексте знания
этического характера,
знание основных правил
этики. Рассмотрение и
анализ конкретных
ситуаций из школьной
жизни

Регулятивные: основы
составления простого и
сложного планов
Познавательные: анализ
нового материала; чтение
стихов, анализ пословиц;
разыгрывание сценок;
работа в группах с блок пакетами;
выполнение заданий в
парах.
Коммуникативные:
развитие речи в разных
ситуациях.

Обобщить и
систематизировать
знания учащихся по
основам светской этики

Выявление основных
знаний и умений
учащихся по курсу,
проведение их
актуализации.
Обобщений и
систематизация знаний
по курсу этики и этикета.
Подготовка к
восприятию и усвоению
курса обществознания

Регулятивные:
составление тестового
задания.
Познавательные:
выполнение заданий
тестового характера,
ответы на вопросы,
соотнесение пословицы с
темой.
Коммуникативные:
основы работы в парах и
группах

Знание основ
школьного Устава,
запрещающих
требований;
проявление
уважительного
отношения к
учителям, учащимся
школы. Умение
подготовить
сообщение о правах
и обязанностях
школьника.

Устав школы

34

Защита проектов 2

35

Обобщение курса 1

Проверка знаний и умений,
соответствующих требованиям к
освоению курса

Компетенции
владения основами
этики и этикета:
знание понятий и
определений,
соотнесение
определения с
понятиями, пословиц
с изученными
темами; выполнение
тестовых заданий.

Учебно - методическое и материально - техническое обеспечение образовательного процесса
Учебник
Студеникин М.Т.« Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской
этики: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений/ М.Т. Студеникин. - М.: ООО «Русское
слово - учебник», 2012. - 192 с. (ФГОС).
Литература для учителя
1.
Рабочая программа к учебнику М. Т. Студеникина « Основы духовно-нравственной
культуры народов России. Основы светской этики». 5 класс / авт.-сост. М.Т. Студеникин,- М.: ООО
«Русское слово - учебник», 2012. - (ФГОС).
2.
Учебник. Студеникин М.Т.« Основы духовно-нравственной культуры народов России.
Основы светской этики: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений/ М.Т. Студеникин. М.: ООО «Русское слово - учебник», 2012. - (ФГОС).
Литература для школьников
1.
Афонькин С.Ю. Знакомьтесь: Россия. - СПб.: «БКК», 2010. -96с.
2.
//Детская энциклопедия. Этикет,- 2005.-№11 .-48 с.
3.
//Детская энциклопедия. Этикет от А до Я.- 2011 .-№ 6.-56с.
4.
Золотая книга хорошего тона / Пер. с франц. Н.Ф. Васильевой. - Смоленск: Русич,
2008.368 с.
5.
Конституция Российской Федерации. - СПб.: ООО «Виктория плюс», 2012. - 48 с.
6.
Моя Родина - Россия. Государственные символы России. / Ю.А. Алексеев и др. М.: Триада-фарм, 2011. - 62 с.
7.
Школа этика: Поучения на всякий случай / Авт. - сост. Л.С. Лихачёва. Екатеринбург:
Сред. - Урал. кн. изд-во, 2008. - 448 с.: ил.
8.
Шуйская Ю.В. Наша Родина - Россия. -М.: «ЭКСМО», 2010. - 106 с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 24.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8 (3012) 44-04-41, 44-06-52

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».