Буллинг

02.11.2022

Буллинг – таким новым термином окрестили старое, можно сказать, вековое явление: детская жестокость. К сожалению, в новом веке это явление приобрело особую актуальность. Сегодня дети особенно жестоки. Причин агрессивного преследования множество: воспитание или его отсутствие, наследственность, стремление проявить свое «Я» и характер, просмотр жестоких кинофильмов, передач, мультфильмов.

Проблема распространения насилия среди детей и подростков и профилактика этого явления становится сегодня очень важной задачей для родителей и педагогов.

Выделяют следующие виды буллинга:

А. Психологическое (моральное) насилие:

1.вербальный (насмешки, присвоение кличек, бесконечные замечания и необъективные оценки, высмеивание, унижение в присутствии других детей, угрозы физической расправы, шантаж, угроза пожаловаться взрослым, перестать дружить, вымогательство, доносительство, клевета на жертву,  оскорбления, обзывательства, клички.

2.  социальное исключение (бойкот, отторжение, изоляция, отказ от общения с жертвой (с ребенком отказываются играть, заниматься, не хотят с ним сидеть за одной партой;

3.кибербуллинг – публикация и распространение в Интернете оскорбительных текстов, видео и фотографий, угрозы, а также выдача себя за «жертву» в онлайне (подвержены до 30% школьников 12-15 лет). Распространение в последнее время получает троллинг (trolling — блеснение, ловля рыбы на блесну) — размещение в Интернете (на форумах, в дискуссионных группах, блогах и др.) провокационных сообщений с целью вызвать конфликты между участниками, взаимные оскорбления.

Б. Физическое насилие избиение, нанесение удара, подзатыльники, порча и отнимание вещей, воровство и  др.

Как показали исследования – в младших классах частота встречаемости случаев буллинга  выше, более распространен среди мальчиков, снижается к 14-15 годам, кибербуллинг наиболее распространен среди подростков 13-15 лет, в большей степени характерен для девушек.

Распределение ролей в буллинге
Как уже упоминалось выше, буллинг – всегда коллективное явление. Детей, которые осознанно или невольно принимают в нем участие можно разделить на четыре категории: инициаторы, преследователи, наблюдатели, жертвы.

Инициаторами  выступают один-три ребенка, их цель самоутвердиться, обрести авторитет в коллективе, поэтому они используют агрессивные рычаги. В ряде случаев поводом к насилию может служить личная неприязнь или тщательно спланированная месть в отношении другого ребенка. Зачинщики демонстративно задирают, высмеивают или игнорируют одного или нескольких участников группы. Они стремятся к вниманию, желают занять роль лидера класса. Инициаторами становятся, как правило:

ü  дети, страдающие  от насилия в своей семье и  компенсирующие свои страдания насилием над самым слабым в классе.

ü  школьники, стремящиеся к лидерству, власти, самоутверждению за счет других.

ü  легко  возбудимые  и очень импульсивные, с агрессивным поведением.

ü  часто нарушающие дисциплину.

ü  склонные обвинять других в своих проблемах.

ü  агрессивные дети.

ü  физические сильные дети.

Жертвой или объектом буллинга часто становятся:

ü  робкие дети,

ü  тихие дети,

ü  нередко физически слабые,

ü  дети с нестандартной внешностью,

ü  особым прилежанием в учебе,

ü  чувствительные, не способные постоять за себя, продемонстрировать уверенность,  отстоять ее.

ü  талантом в определенной области или, напротив, плохой успеваемостью и прогулами,

ü  дети с заниженной или наоборот с завышенной самооценкой.

Как понять родителям, что ребёнок стал жертвой буллинга?

Если ваш ребёнок:

ü  неохотно идёт в школу и рад любой возможности не ходить туда;

ü  возвращается из школы подавленным;

ü  часто плачет без очевидных причин;

ü  никогда не вспоминает никого из своих одноклассников;

ü  очень мало говорит о своей школьной жизни;

ü  одинок, его никто не приглашает в гости, на дни рождения, , и он никого не хочет позвать к себе.

В этом случае, возможно, ваш ребёнок стал объектом буллинга.

Что предпринять родителям в ситуации, когда ребенок подвергся буллингу?

ü  Попытаться понять истинную причину травли: внешность ребёнка, особенности его поведения, плохая, а сейчас порой и отличная успеваемость, отсутствие статусных для детей предметов (мобильного телефона и т.д.).Хочу такой сайт

ü  Убедиться, что ваш ребёнок действительно стал жертвой школьного буллинга;

ü  Сообщите о ситуации классному руководителю, школьному психологу.

ü  Сообща найти пути выхода из сложившийся ситуации;

ü  Если ребёнок пережил насилие, напуган и потрясён случившимся, оставьте его на один день дома, не водите в школу. При сильно пережитом стрессе попытаться перевести ребёнка в другой класс или даже в другую школу;

ü  Ни в коем случае не игнорировать случившееся с ребёнком и не пускать всё на самотёк.

ü  Успокоить и поддержать ребенка словами: «Хорошо, что ты мне сказал. Ты правильно сделал»; «Я тебе верю»; «Ты в этом не виноват»; «Ты не один попал в такую ситуацию, это случается и с другими детьми; «Мне жаль, что с тобой это случилось». «Я постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала опасность».

ü  Разговаривайте с ребёнком, обсуждайте ситуацию в спокойном и деловом тоне.

ü  Выражайте сочувствие без оценок и     комментариев. Дайте понять, что это всего лишь одна из проблем, для которой необходимо найти решение.

ü  Расскажите о своём успешном опыте в решении подобных ситуаций, о случаях, когда другим детям удалось не обижаться и не злиться сильно. Сообщите о ситуации классному руководителю, школьному психологу.

ü  Выступайте на ближайшем родительском собрании: старайтесь не обвинять, а призывать родителей объединить усилия для того, чтобы травля не стала традицией в классе.

ü  Не спешите с требованиями «не будь слюнтяем», «дай сдачи». Многие дети не могут преодолеть страх и к тому же боятся вызвать неудовольствие папы, а потому перестают жаловаться и остаются со своей бедой один на один.

ü  Зная причины и последствия буллинга, уважаемые родители, примите правильно решение и все необходимые меры, чтобы ваш ребёнок был полноценной личностью нашего общества.

Если ваш ребенок — обидчик

Если вы узнаете о том, что ваш ребенок — обижает и травит других, то первым вашим импульсом будет строго наказать его. Скорее всего, это будет просто разовая мера и не только не решит ситуацию, но еще и усугубит ее. Если ваш ребенок обижает других, то вам необходимо:

ü  остановить ребенка-обидчика,

ü  создать обстановку, в которой он пересмотрит свое поведение. Наказание не исправят плохого поведения, зато уничтожат доверие между ребенком и взрослым.

ü  Вам нужно попытаться  заменить желание ребенка причинять вред другим желанием быть добрым к другим.

       Как этого добиться?

ü  Позвольте ребенку увидеть то, что он сделал неправильно, и помогите найти способы исправить это.

ü  Сфокусируйтесь на том, что привело ребенка к такому поведению, помогите ему понять, что беря на себя ответственность за свои действия, он восстанавливает собственную целостность и самоуважение.

ü  Постарайтесь не дать возобладать над вами чувству стыда за то, что делает ваш ребенок.

ü  Говорите с ребенком о его действиях, задавайте такие же открытые, честные вопросы, которые вы задавали бы, если бы он был жертвой буллинга.

ü  Так вы преодолеете его защитную реакцию и поймете истинную его мотивацию, вы сохраните контакт с ребенком и поможете ему самому разобраться в себе.

ü  Помните, что к такому поведению ребенка приводит внутренний дискомфорт, какая-то боль. Когда мы позитивно воспринимаем себя, нам не нужно никого обижать. И помните — это поведение плохое, а не ребенок. Говорите ему, что вы знаете, что он хороший, и такое поведение совсем ему не подходит, не свойственно.

ü  Развивайте эмпатию.

И что сделать, чтобы не допустить ситуаций травли?

ü  Наладить контакты с учителями и одноклассниками;

ü  Приглашать одноклассников в гости, особенно тех кому он симпатизирует;

ü  Повышать самооценку ребёнка; в случаях завышенной самооценки ребёнка объяснять ему, что это не надо показывать окружающим, что у любого человека есть и недостатки и достоинства; помочь ребёнку стать членом классного коллектива, а не просто ходить учиться;

ü  Создать эмоционально-благоприятную атмосферу  в семье, вовлечение   ребенка в совместные с родителями дела (досуг, поездки, обсуждение проблем, чувств каждого из членов семьи), восстановить или завести традиции и ритуалы в  семье (говорить спокойной ночи перед сном, поцеловать и погладить ребенка, пожелать хорошего дня утром перед школой, отмечать дни рождения, чаще обнимайте и целуйте  и т.д. );

ü  Внимательное  отношение  к эмоциональному состоянию ребенка.

Некоторые дети, столкнувшись с проблемой буллинга, испытывают настолько выраженные муки и страдания, что практически утрачивают все свои навыки и начинают себя ненавидеть. Такие дети нуждаются в тщательно продуманном терапевтическом вмешательстве. Программа вмешательства может включать поддержку в стенах школы или направление в какую-либо внешнюю службу поддержки. Так, например, возможны контакты с социальной службой или службой телефона доверия для детей.

Телефон доверия для подростков 8-800-2000-122

Республиканская психолого-педагогическая служба 8-902-169-55-29

Просмотров всего: , сегодня:

Методические реком. по буллингу (1).pdf (скачать) (посмотреть)
Методические реком. по буллингу.pdf (скачать) (посмотреть)
Методические рекомендации по профилактике деструктивных поведений.pdf (скачать) (посмотреть)
Руководство про буллинг (Родители).pdf (скачать) (посмотреть)
Руководство про буллинг (Учителя).pdf (скачать) (посмотреть)
Руководство про буллинг (Подростки).pdf (скачать) (посмотреть)

Дата создания: 02.11.2022

Дата обновления: 02.11.2022

Дата публикации: 02.11.2022

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 24.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8 (3012) 44-04-41, 44-06-52

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».