02.11.2022
Буллинг – таким новым термином окрестили
старое, можно сказать, вековое явление: детская жестокость. К сожалению, в
новом веке это явление приобрело особую актуальность. Сегодня дети особенно
жестоки. Причин агрессивного преследования множество: воспитание или его
отсутствие, наследственность, стремление проявить свое «Я» и характер, просмотр
жестоких кинофильмов, передач, мультфильмов.
Проблема
распространения насилия среди детей и подростков и профилактика этого явления
становится сегодня очень важной задачей для родителей и педагогов.
Выделяют следующие виды
буллинга:
А. Психологическое (моральное) насилие:
1.вербальный (насмешки,
присвоение кличек, бесконечные замечания и необъективные оценки,
высмеивание, унижение в присутствии других детей, угрозы физической
расправы, шантаж, угроза пожаловаться взрослым, перестать дружить, вымогательство, доносительство,
клевета на жертву, оскорбления, обзывательства, клички.
2. социальное
исключение (бойкот, отторжение, изоляция, отказ от общения
с жертвой (с ребенком отказываются играть, заниматься, не хотят
с ним сидеть за одной партой;
3.кибербуллинг –
публикация и распространение в Интернете оскорбительных текстов,
видео и фотографий, угрозы, а также выдача себя за «жертву»
в онлайне (подвержены до 30% школьников 12-15 лет). Распространение в
последнее время получает троллинг (trolling — блеснение, ловля рыбы на блесну)
— размещение в Интернете (на форумах, в дискуссионных группах, блогах и др.)
провокационных сообщений с целью вызвать конфликты между участниками, взаимные
оскорбления.
Б. Физическое насилие избиение, нанесение удара, подзатыльники, порча
и отнимание вещей, воровство и др.
Как показали исследования – в младших классах частота
встречаемости случаев буллинга выше, более распространен среди мальчиков,
снижается к 14-15 годам, кибербуллинг наиболее распространен среди подростков
13-15 лет, в большей степени характерен для девушек.
Распределение ролей в буллинге
Как уже упоминалось выше, буллинг – всегда
коллективное явление. Детей, которые осознанно или невольно принимают в нем
участие можно разделить на четыре категории: инициаторы, преследователи,
наблюдатели, жертвы.
Инициаторами выступают
один-три ребенка, их цель самоутвердиться, обрести авторитет в коллективе,
поэтому они используют агрессивные рычаги. В ряде случаев поводом к насилию
может служить личная неприязнь или тщательно спланированная месть в отношении
другого ребенка. Зачинщики демонстративно задирают, высмеивают или игнорируют
одного или нескольких участников группы. Они стремятся к вниманию, желают
занять роль лидера класса. Инициаторами становятся, как правило:
ü дети, страдающие от насилия в своей
семье и компенсирующие свои страдания насилием над самым слабым
в классе.
ü школьники, стремящиеся к лидерству, власти, самоутверждению
за счет других.
ü легко возбудимые и очень импульсивные, с
агрессивным поведением.
ü часто нарушающие дисциплину.
ü склонные обвинять других в своих проблемах.
ü агрессивные дети.
ü физические сильные дети.
Жертвой или объектом буллинга часто становятся:
ü робкие дети,
ü тихие дети,
ü нередко физически слабые,
ü дети с нестандартной внешностью,
ü особым прилежанием в учебе,
ü чувствительные, не способные постоять за себя,
продемонстрировать уверенность, отстоять ее.
ü талантом в определенной области или, напротив, плохой
успеваемостью и прогулами,
ü дети с заниженной или наоборот с завышенной
самооценкой.
Как понять родителям, что ребёнок стал жертвой
буллинга?
Если ваш ребёнок:
ü неохотно идёт в школу и рад любой возможности не
ходить туда;
ü возвращается из школы подавленным;
ü часто плачет без очевидных причин;
ü никогда не вспоминает никого из своих одноклассников;
ü очень мало говорит о своей школьной жизни;
ü одинок, его никто не приглашает в гости, на дни
рождения, , и он никого не хочет позвать к себе.
В этом случае, возможно, ваш ребёнок стал объектом
буллинга.
Что предпринять родителям в ситуации, когда ребенок
подвергся буллингу?
ü Попытаться понять истинную причину
травли: внешность ребёнка, особенности его поведения, плохая, а сейчас порой и
отличная успеваемость, отсутствие статусных для детей предметов (мобильного
телефона и т.д.).
ü Убедиться,
что ваш ребёнок действительно стал жертвой школьного буллинга;
ü Сообщите
о ситуации классному руководителю, школьному психологу.
ü Сообща
найти пути выхода из сложившийся ситуации;
ü Если
ребёнок пережил насилие, напуган и потрясён случившимся, оставьте его на один
день дома, не водите в школу. При сильно пережитом стрессе попытаться перевести
ребёнка в другой класс или даже в другую школу;
ü Ни
в коем случае не игнорировать случившееся с ребёнком и не пускать всё на
самотёк.
ü Успокоить
и поддержать ребенка словами: «Хорошо, что ты мне сказал. Ты правильно сделал»;
«Я тебе верю»; «Ты в этом не виноват»; «Ты не один попал в такую ситуацию, это
случается и с другими детьми; «Мне жаль, что с тобой это случилось». «Я
постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала опасность».
ü Разговаривайте
с ребёнком, обсуждайте ситуацию в спокойном и деловом тоне.
ü Выражайте
сочувствие без оценок и комментариев. Дайте понять, что это всего
лишь одна из проблем, для которой необходимо найти решение.
ü Расскажите
о своём успешном опыте в решении подобных ситуаций, о случаях, когда другим
детям удалось не обижаться и не злиться сильно. Сообщите о ситуации классному
руководителю, школьному психологу.
ü Выступайте
на ближайшем родительском собрании: старайтесь не обвинять, а призывать
родителей объединить усилия для того, чтобы травля не стала традицией в классе.
ü Не
спешите с требованиями «не будь слюнтяем», «дай сдачи». Многие дети не могут
преодолеть страх и к тому же боятся вызвать неудовольствие папы, а потому
перестают жаловаться и остаются со своей бедой один на один.
ü Зная
причины и последствия буллинга, уважаемые родители, примите правильно решение и
все необходимые меры, чтобы ваш ребёнок был полноценной личностью нашего
общества.
Если ваш ребенок — обидчик
Если вы узнаете о том, что ваш ребенок — обижает и
травит других, то первым вашим импульсом будет строго наказать его. Скорее
всего, это будет просто разовая мера и не только не решит ситуацию, но еще и
усугубит ее. Если ваш ребенок обижает других, то вам необходимо:
ü остановить ребенка-обидчика,
ü создать обстановку, в которой он пересмотрит свое
поведение. Наказание не исправят плохого поведения, зато уничтожат доверие
между ребенком и взрослым.
ü Вам нужно попытаться заменить желание ребенка
причинять вред другим желанием быть добрым к другим.
Как
этого добиться?
ü Позвольте ребенку увидеть то, что он сделал
неправильно, и помогите найти способы исправить это.
ü Сфокусируйтесь на том, что привело ребенка к такому
поведению, помогите ему понять, что беря на себя ответственность за свои
действия, он восстанавливает собственную целостность и самоуважение.
ü Постарайтесь не дать возобладать над вами чувству
стыда за то, что делает ваш ребенок.
ü Говорите с ребенком о его действиях, задавайте такие
же открытые, честные вопросы, которые вы задавали бы, если бы он был жертвой
буллинга.
ü Так вы преодолеете его защитную реакцию и поймете
истинную его мотивацию, вы сохраните контакт с ребенком и поможете ему самому
разобраться в себе.
ü Помните, что к такому поведению ребенка приводит
внутренний дискомфорт, какая-то боль. Когда мы позитивно воспринимаем себя, нам
не нужно никого обижать. И помните — это поведение плохое, а не ребенок.
Говорите ему, что вы знаете, что он хороший, и такое поведение совсем ему не
подходит, не свойственно.
ü Развивайте эмпатию.
И что сделать, чтобы не допустить ситуаций травли?
ü Наладить контакты с учителями и одноклассниками;
ü Приглашать одноклассников в гости, особенно тех кому
он симпатизирует;
ü Повышать самооценку ребёнка; в случаях завышенной
самооценки ребёнка объяснять ему, что это не надо показывать окружающим, что у
любого человека есть и недостатки и достоинства; помочь ребёнку стать членом
классного коллектива, а не просто ходить учиться;
ü Создать эмоционально-благоприятную атмосферу в
семье, вовлечение ребенка в совместные с родителями дела (досуг,
поездки, обсуждение проблем, чувств каждого из членов семьи), восстановить или
завести традиции и ритуалы в семье (говорить спокойной ночи перед сном,
поцеловать и погладить ребенка, пожелать хорошего дня утром перед школой, отмечать
дни рождения, чаще обнимайте и целуйте и т.д. );
ü Внимательное отношение к эмоциональному
состоянию ребенка.
Некоторые дети, столкнувшись с проблемой буллинга, испытывают
настолько выраженные муки и страдания, что практически утрачивают все свои
навыки и начинают себя ненавидеть. Такие дети нуждаются в тщательно продуманном
терапевтическом вмешательстве. Программа вмешательства может включать поддержку
в стенах школы или направление в какую-либо внешнюю службу поддержки. Так,
например, возможны контакты с социальной службой или службой телефона доверия
для детей.
Телефон доверия для подростков 8-800-2000-122
Республиканская психолого-педагогическая служба 8-902-169-55-29
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 02.11.2022
Дата обновления: 02.11.2022
Дата публикации: 02.11.2022