Муниципальное казенное учреждение «Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 51» г. Улан-Удэ 670034, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, Железнодорожный район, ул. Гагарина, 12, ИНН 0323052905, КПП 032601001, тел. 8(3012)44-04-41(факс), 44-06-52, Сайт школы: 51-ul.buryatschool.ru E-mail: schoolnum51@yandex.ru Выписка из образовательной программы основного общего образования для учащихся 5-9-х классов МБОУ СОШ № 51 по ФГОС ООО на 2021-2022 учебный год 2021 г. Выписка из образовательной программы основного общего образования для учащихся 5-9-х классов в соответствии с ФГОС ООО на 2021-2022 учебный год В 2021-2022 учебном году реализуется программа ФГОС ООО полностью в основной школе с 5 по 9 классы. Образовательная программа основного общего образования соответствует Приказу Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577), «Примерной основной образовательной программы основного общего образования», одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15, вариант 1), Приказом Минобрнауки РФ от 31.12.2015 г. № 1576, 1577, 1578 «О внесении изменений в ФГОС», письмом Минобрнауки Республики Бурятия № 02-16/2100 от 26.06.2015 г., в соответствии с Государственной программой по сохранению и развитию государственного языка в Республике Бурятия 2014-2020 гг., Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, письмо Минобр.науки № 02-16/2692 от 16.09.2016 г., Государственной программой по сохранению и развитию государственного языка в Республике Бурятия 2014-2020 гг., письмом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2018 г. № 081214 и письмом Министерства образования и науки РБ от 07.08.2019 г. № 02-11/3218 «Методические рекомендации по организации образовательной деятельности по реализации основных общеобразовательных программ общего образования в общеобразовательных организациях Республики Бурятия», Уставом МБОУ СОШ № 51 г Улан – Удэ. Целью реализации основной образовательной программы основного общего образования является достижение выпускниками планируемых результатов: знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья, становление и развитие личности обучающегося в ее самобытности, уникальности, неповторимости. Задачи: обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего общего образования; обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьмиинвалидами и детьми с ОВЗ; установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для ее самореализации; обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации учебных занятий, взаимодействия всех участников образовательных отношений; взаимодействие образовательной организации при реализации основной образовательной программы с социальными партнерами; выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе детей, проявивших выдающиеся способности, детей с ОВЗ и инвалидов, их интересов через систему клубов, секций, студий и кружков, общественно полезную деятельность, в том числе с использованием возможностей образовательных организаций дополнительного образования; организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научнотехнического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности; участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада; включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия; социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничество с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы; сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности. Принципы и подходы к формированию образовательной программы основного общего образования Методологической основой ФГОС является системно-деятельностный подход, который предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава; формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся; ориентацию на достижение основного результата образования – развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся; учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения; разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе детей, проявивших выдающиеся способности, детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Основная образовательная программа формируется с учетом психологопедагогических особенностей развития детей 11–15 лет. В соответствии с требованиями ФГОС ООО система планируемых результатов – личностных, метапредметных и предметных – устанавливает и описывает классы учебнопознавательных и учебно-практических задач, которые осваивают учащиеся в ходе обучения, особо выделяя среди них те, которые выносятся на итоговую оценку, в том числе государственную итоговую аттестацию выпускников. Успешное выполнение этих задач требует от учащихся овладения системой учебных действий (универсальных и специфических для каждого учебного предмета: регулятивных, коммуникативных, познавательных) с учебным материалом и, прежде всего, с опорным учебным материалом, служащим основой для последующего обучения. В соответствии с реализуемой ФГОС ООО деятельностной парадигмой образования система планируемых результатов строится на основе уровневого подхода: выделения ожидаемого уровня актуального развития большинства обучающихся и ближайшей перспективы их развития. Такой подход позволяет определять динамическую картину развития обучающихся, поощрять продвижение обучающихся, выстраивать индивидуальные траектории обучения с учетом зоны ближайшего развития ребенка В структуре планируемых результатов выделяется следующие группы: 1. Личностные результаты освоения основной образовательной программы представлены в соответствии с группой личностных результатов и раскрывают и детализируют основные направленности этих результатов. Оценка достижения этой группы планируемых результатов ведется в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации. 2. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены в соответствии с подгруппами универсальных учебных действий, раскрывают и детализируют основные направленности метапредметных результатов. 3. Предметные результаты освоения основной образовательной программы представлены в соответствии с группами результатов учебных предметов, раскрывают и детализируют их. В учебный план 2021-2022 учебного года Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 51» г. УланУдэ введены предметные области: «Русский язык и литература», «Родной язык и литература» «Иностранные языки», «Общественно-научные предметы», «Математика и информатика», «Естественнонаучные предметы», «Технология», «Физическая культура и ОБЖ», «Этнокультурный компонент». В соответствии с пунктом 18.3.1. ФГОС ООО предметная область «Основы духовнонравственной культуры народов России» (ОДНКНР) является обязательной и должна быть представлена в программах и учебных планах образовательных учреждений в трех вариантах на выбор: 1 – в части учебного плана формируемый участниками образовательного процесса, 2 – может быть включена в программы других предметов, 3 – как часть внеурочной деятельности. Наша школа выбрала 3 вариант как часть внеурочной деятельности и представлена программой «Творческая мастерская основ духовнонравственной культуры народов России» для учащихся 6-7 классов. В данной программе особое внимание уделено культуре народов Республике Бурятия». В 2021-2022 учебном году учебный план составлен в соответствие с п. 11.2. ФГОС ООО по реализации предметной области «Родной язык и родная литература» с 5 по 9 классы. Данные программы разработаны учителями школы. Учебники по данным предметам в настоящее время отсутствуют. Родители учащихся школы, в соответствии с письменными заявлениями, изъявили желание изучать родной язык – русский. Согласно части 3 стать 14 Закона об образовании в образовательных учреждениях расположенных на территории республик Российской Федерации, может вводится преподавание и изучение государственных языков данных республик. Преподавание и изучение бурятского языка осуществляется с 5 по 9 классы в соответствии со статьей 24 Закона РБ «О языках народов Республики Бурятия» от 10.06.1992 г. № 221-XII (введена 07.03.2014 г. № 240-V). Обучение бурятскому языку как государственному осуществляется через свободный выбор родителей и учащихся по письменному заявлению при приеме обучающихся в нашу школу. Бурятский язык и литература Бурятии включены в этнокультурный компонент учебного плана школы № 51. В ФГОС основного общего образования определено изучение второго иностранного языка на уровне основного общего образования с 5 по 9 классы. В соответствии с письмом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2018 г. № 08-1214 и письмом Министерства образования и науки РБ от 07.08.2019 г. № 02-11/3218 «Методические рекомендации по организации образовательной деятельности по реализации основных общеобразовательных программ общего образования в общеобразовательных организациях Республики Бурятия» в МБОУ СОШ № 51 введен второй иностранный язык (немецкий) в 9-х классах. В школе обучаются 8 учащихся относящиеся к категории «дети-инвалиды». По программам основного общего образования обучается 5 человека. Данные дети рекомендованы к обучению в общей школе по общим программам общеобразовательной школы, но по адаптированным программам. Недельный учебный план основного общего образования по ФГОС ООО для 5-9-х классов по 5-ти дневной неделе Предметная область Учебные предметы 5а 5б 5в 6а 6б 6в 7а 7б 7в 8 а 8 б 8 в 9а 9б 9в 5 5 5 6 6 6 3 3 3 2 2 2 3 3 3 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 2 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 3 1 3 1 3 1 3 1 3 1 3 1 3 1 3 1 3 3 3 3 3 3 3 1 1 1 Обязательная часть Русский язык и литература Русский язык Родной язык и родная литература Родной язык Родная литература Иностранные языки. Второй иностранный язык. Английский язык Немецкий язык История России. Всеобщая история Обществознан ие (экономика и право) Общественнонаучные предметы Литература 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 1 5 1 5 1 5 1 1 5 1 1 5 1 1 5 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 Геометрия 3 2 3 2 3 2 3 2 3 2 3 2 Информатика 1 1 1 1 1 1 3 2 1./ 1 3 2 1./ 1 3 2 1./ 1 2 2 2 2 2 2 3 3 3 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 География Математика Математика и информатика Естественнонаучн ые предметы Алгебра Физика Биология 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Химия ИЗО 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2./ 2 2 2./ 2 2 2./ 2 2 2./ 2 2 2./ 2 2 2./ 2 2 2./ 2 2 2./ 2 2 2./ 2 2 1 2 1 1 2 1 1 2 1 2 1 2 1 2 1 27 2 27 2 27 2 29 2 29 2 29 2 29 2 29 2 29 2 3 0 2 3 0 2 30 2 32 1 32 1 32 1 29 29 29 31 31 31 31 31 31 3 2 3 2 32 33 33 33 Музыка Технология Технология, черчение Физическая культура, ОБЖ Физкультура ОБЖ Часть, формируемая участниками образовательных отношений: Всего часов: Национальнорегиональный компонент Бурятский язык Литература Бурятии Основные часы Особенности плана внеурочной деятельности основной общеобразовательной программы основного общего образования в МБОУ СОШ № 51 План внеурочной деятельности обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся через организацию внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организована по направлениям развития личности: спортивнооздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное. Выбор учащимися направление осуществляется на добровольной основе с учетом интересов детей и возможностями школы. Внеурочная деятельность Классы, количество часов Направления Название Спортивнооздоровительное Духовнонравственное Социальное Общекультурное Общеинтеллектуаль ное Итого Легкая атлетика (рук. Чичигин С.А.) V VI VII VIII IХ 1 2 2 3 3 1 2 2 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 10 1 1 10 Волейбол (рук. Цыбанов) Футбол (рук. Иванов С.В.) Восточные единоборства (рук. Кондратьев Л.А.) Основы духовно-нравственной культуры народов России. Творческая лаборатория (рук. Бадмажапова С.С.). Военно-патриотическое направление. Игра «Зарничники». Общественно-полезная деятельность ЮИД и ДЮП (рук. Маланова А.Г.) Вокально-танцевальная группа «Рябинушка» (Карандаева И.В.) «Цветочный калейдоскоп» (рук. Дондокова С.А.) «Проектная деятельность» Финансовая грамотность 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 10 1 1 10 2 1 1 10