Муниципальное казенное учреждение «Комитет по образованию Администрации города Улан-Удэ» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 51» г. Улан-Удэ 670034, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, Железнодорожный район, ул. Гагарина,12 Тел. 8(3012) 44-04-41, факс 44-06-52, Сайт школы: 51- ul.buryatschool.ru E-mail: schoolnum51@yandex.ru Выписка из образовательной программы начального общего образования для учащихся 1-4-х классов по ФГОС второго поколения на 2021-2022 учебный год 2021 г. Выписка из образовательной программы начального общего образования для учащихся 1-4-х классов по ФГОС второго поколения на 2021-2022 учебный год Целями реализации основной образовательной программы начального общего образования являются: достижение учащимися планируемых результатов: знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья; становление и развитие личности обучающегося в ее самобытности, уникальности, неповторимости. Задачи: обеспечение соответствия образовательной программы начального общего образования требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО); обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего общего образования; обеспечение доступности получения качественного начального общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьмиинвалидами и детьми с ОВЗ; установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для ее самореализации; обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации учебных занятий, взаимодействия всех участников образовательных отношений; взаимодействие образовательной организации при реализации основной образовательной программы с социальными партнерами; выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе детей, проявивших выдающиеся способности, детей с ОВЗ и инвалидов, их интересов через систему клубов, секций, студий и кружков, общественно полезную деятельность, в том числе с использованием возможностей образовательных организаций дополнительного образования; организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научнотехнического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности; участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада; включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия; социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничество с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы; сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности. Принципы и подходы к формированию образовательной программы основного общего образования Методологической основой ФГОС является системно-деятельностный подход, который предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава; формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся; ориентацию на достижение основного результата образования – развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся; учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения; разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе детей, проявивших выдающиеся способности, детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Образовательная программа начального общего образования формируется с учетом психолого-педагогических особенностей развития детей 7–10 лет. В структуре планируемых результатов выделяется следующие группы: 1. Личностные результаты освоения образовательной программы представлены в соответствии с группой личностных результатов и раскрывают и детализируют основные направленности этих результатов. Оценка достижения этой группы планируемых результатов ведется в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации. 2. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены в соответствии с подгруппами универсальных учебных действий, раскрывают и детализируют основные направленности метапредметных результатов. 3. Предметные результаты освоения основной образовательной программы представлены в соответствии с группами результатов учебных предметов, раскрывают и детализируют их. Учебные предметы: «Русский язык», «Родной язык», «Литературное чтение», «Литературное чтение на родном языке», «Английский язык», «Окружающий мир», «Математика», «Изобразительное искусство», «Музыка», «Технология», «Физическая культура», «Основы религиозных культур и светской этики». Учебный план муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 51» г. Улан-Удэ на 2021-2022 учебный год составлен с учетом перехода на новые ФГОС учащихся 1-4 классов в рамках «Примерной основной образовательной программы начального общего образования», одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15, вариант 1), а также на основании Письма Министерства образования и науки РБ № 02-11/3218 от 07.08.2019 года и Методических рекомендаций по организации образовательной деятельности при реализации основных общеобразовательных программ общего образования в общеобразовательных организациях Республики Бурятия в 2019 году, в которых рекомендовано внести изменения в ООП НОО, связанных с преподаванием учебных предметов в предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке». Кроме того, пункт 10.6 СанПиН 2.4.2.2821-10 устанавливает требование к общему объему нагрузки в течение дня для обучающихся 1-х классов, который не должен превышать 4 уроков и один раз в неделю 5 уроков за счет урока физической культуры, а пункт 10.10 СанПиН 2.4.2.2821-10 устанавливает дополнительное требование: «ступенчатый» режим обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре - по 4 урока по 35 минут каждый, в январемае 4 урока по 40 минут приобучениив1-м классе. Особенности учебного плана основной общеобразовательной программы начального общего образования Учебный план уровня начального общего образования состоит из двух частей обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. При разработке ООП НОО выдержать соотношение 80% к 20% между обязательной частью и частью, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана направлена на реализацию содержания рабочих программ учебных предметов, определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей. В первом полугодии I класса предмет Русский язык представлен курсом «Обучение грамоте. Письмо», предмет Литературное чтение - курсом «Обучение грамоте. Чтение». Систематическое изучение предметов «Русский язык» и «Литературное чтение» начинается во втором полугодии. В классном журнале на соответствующих страницах курс «Обучение грамоте» в 1 полугодии записывается как «Русский язык (обучение письму)» и «Литературное чтение (обучение чтению)». Предметная область «Родной язык и литературное чтение на родном языке» является обязательной. Она должна быть реализована за счет часов обязательной части учебного плана и не может быть реализована исключительно за счет часов части, формируемой участниками образовательных отношений. В учебный план IV класса включен 1 час в неделю (34 часа в год) на изучение учебного предмета Основы религиозных культур и светской этики (далее - ОРКСЭ). Выбор модуля, изучаемого в рамках учебного предмета ОРКСЭ, осуществляется родителями (законными представителями) обучающихся. Выбор фиксируется протоколами родительских собраний и письменными заявлениями родителей (законных представителей) обучающихся. На основании произведенного выбора формируются учебные группы вне зависимости от количества обучающихся в каждой группе. Возможно формирование учебных групп из обучающихся нескольких классов или формирование учебных групп из обучающихся нескольких образовательных организаций в рамках сетевого взаимодействия (письмо Минобрнауки России от 31 марта 2015 года № 08-461 «О направлении регламента выбора модуля курса ОРКСЭ»). Рабочие программы по учебным предметам для 1 класса разработаны на меньшее количество часов, учитывая ступенчатый режим обучения, гарантирующий выполнение учебной программы в полном объеме. Это отражено в учебном плане. В соответствии с требованиями ФГОС НОО система планируемых результатов – личностных, метапредметных и предметных – устанавливает и описывает классы учебнопознавательных и учебно-практических задач, которые осваивают учащиеся в ходе обучения, особо выделяя среди них те, которые выносятся на итоговую оценку, в том числе государственную итоговую аттестацию выпускников. Успешное выполнение этих задач требует от учащихся овладения системой учебных действий (универсальных и специфических для каждого учебного предмета: регулятивных, коммуникативных, познавательных) с учебным материалом и, прежде всего, с опорным учебным материалом, служащим основой для последующего обучения. В соответствии с реализуемой ФГОС НОО деятельностной парадигмой образования система планируемых результатов строится на основе уровневого подхода: выделения ожидаемого уровня актуального развития большинства обучающихся и ближайшей перспективы их развития. Такой подход позволяет определять динамическую картину развития обучающихся, поощрять продвижение обучающихся, выстраивать индивидуальные траектории обучения с учетом зоны ближайшего развития ребенка. УЧЕБНЫЙ ПЛАН МБОУ СОШ № 51 НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ на 2021-2022 учебный год Учебные предметы Предметные области Кол-во часов в неделю Классы I I I II III IV Сент-окт нояб-дек Янв-май Русский язык 3 3 2 4 4 4 Литературное чтение 3 3 2 3 3 2 - - 1 - - - - - 1 1 1 1 Федеральный компонент (обязательная часть) Русский язык литературное чтение и Родной язык Родной язык и лит. чтение на родном Литературное языке родном языке чтение на Иностранный язык Иностранный язык - - - 2 2 2 Математика информатика Математика 2 3 3 4 4 4 0,5 2 2 2 2 2 - - - 1 и Обществознание и Окружающий мир естествознание Основы религиозных Основы религиозных культур и светской культур и светской этики этики Музыка Искусство Изобразительное искусство Технология Технология Физическая культура Физическая культура ИТОГО: Часть, формируемая образовательного процесса Русский язык Литературное чтение Математика Родной язык - - 1 0,25 0,25 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 3 3 3 3 12 16 17 22 22 22 1 1 1 2 1 1 2 1 1 1 1 1 15 20 21 23 23 23 участниками Максимально допустимая недельная нагрузка при пятидневной рабочей неделе Внеурочная деятельность учащихся 1-4 классов: Направления 1-4 Спортивно-оздоровительное Художественно-эстетическое Научно-познавательное: Финансовая грамотность Проектная деятельность Военно-патриотическое Общественно-полезная деятельность 3 2 Итого: 1 1 1 1 1 10